Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания - 23.10.1918
дата открытия - 01.05.1919
Описание:
Московский музей-усадьба Останкино создан 23 октября 1918 года и открыт для посещения 1 мая 1919 года решением Президиума Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и истории Народного Комиссариата Просвещения от 6 апреля 1919 года. В 1938 году переименован в "Останкинский дворец-музей творчества крепостных" Управлением культурно-просветительных учреждений исполкома Моссовета. Распоряжением Мэра Москвы от 29.07.1992 года переименован в "Московский музей-усадьбу Останкино".
Останкино - уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий. Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-парковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Николая Петровича Шереметева.
Расцвет и слава Останкина связана со строительством дворца-театра. Построенный из дерева дворец, является архитектурным сокровищем русского классицизма. Театральный зал дворца - единственное в России театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, театральной машинерией, сохранившимися с конца XVIII в. Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство
Здание(я):
Здание Останкинского театра-дворца - одного из немногих сохранившихся в России летних увеселительных дворцов - является поистине первоклассным образцом архитектуры классицизма конца XVIII века. Замысел Н.П.Шереметева не имел в России аналогов. В Останкинском дворце была реализована характерная для века Просвещения идея "Пантеона искусств". Примыкавшие к театру парадные помещения играли роль фойе и одновременно были оформлены как галереи живописи, графики, скульптуры. Уникальность и значение Останкинских интерьеров - в их подлинности. Почти все помещения дворца сохранили свой первоначальный облик. Деревянный резной декор, лепнина, роспись плафонов, наборные паркеты - все это отличается высоким уровнем исполнения. Интерьеры дворца сохранили свой первоначальный обстановочный комплекс: собрания западноевропейской живописи, графики, скульптуры, фарфора восходят к периоду создания дворца. Останкинский театр был создан по последнему слову европейской театральной техники конца XVIII века. Исключительной особенностью театра была его способность быстро трансформироваться в бальный зал "воксал", в виде которого он и дошел до нас. Сцена Останкинского театра одна из самых глубоких в России того времени. Машинерия, располагавшаяся в верхнем и нижнем машинном отделениях, обеспечивала быструю смену декораций и создание разнообразных эффектов. В наши дни Останкинский дворец является единственным в России и одним из немногих имеющихся в Европе театральным зданием конца XVIII века, сохранившим сцену, зрительный зал, интерьеры фойе, помещения гримерных, оборудование верхнего машинного отделения. Неотъемлемой частью усадьбы является "Увеселительный сад" в Останкине, отразивший планировочные особенности паркостроения рубежа XVIII-XIX веков и совместивший на небольшой территории различные элементы регулярного и пейзажного парков. Созданное в период усадебного строительства Останкино стало одним из самых совершенных архитектурно-парковых ансамблей Подмосковья. Его неоднократно посещали представители царской фамилии: император Павел I (1797), Александр I (1801 и 1817), Александр II (1856 и 1858). Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Фасады симметрично расположенных разновеликих объемов дворца украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров. Декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона. Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге. Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв.
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Местные достопримечательности: Главный Ботанический сад АН РФ ВДНХ Культурно-спортивный парковый комплекс "Останкино" Музей космонавтики Мемориальный дом-музей академика С.П. Королева Музей коневодства
профессионалу
Основные должностные лица:*
Зам. директора по научной работе: Ракина Варвара Александровна, тел. (495) 686-5481
Заместитель директора: Соломоденко Ольга Евгеньевна, тел. (495) 602-1832
Главный хранитель: Еремина Ольга Ивановна, тел. (495) 602-1855
Главный бухгалтер: Ардашева Ольга Владимировна, тел. (495) 602-1810
Тел. дирекции:
(495) 602-1852, Факс: (495) 602-1852
Адрес дирекции:
129515, Москва, 1-я Останкинская ул., 5
Даты открытия и основания:
основан: 23.10.1918 открыт: 01.05.1919
Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Благотворительный фонд В. Потанина
Единиц хранения:
21905, из них 17254 предметов основного фонда
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция живописи XV-XX вв. - 420 ед. хр. Коллекция осветительных приборов XVI-н.XX вв. - 691 ед. хр. Коллекция вееров XVII-н.XX вв. - 404 ед. хр. Коллекция мебели XV - н.XX вв. - 863 ед. хр. Коллекция скульптуры I в. н. э. - к.XIX в. - 360 ед. хр. Коллекция портретной миниатюры XVII - XX вв. - 500 ед. хр.
Выездные и обменные выставки: "Страсти по бисеру" (первая четверть XVIII - начало XX вв.). Весь спектр работ из бисера эпохи его расцвета - от чехольчиков для наперстка до мебели. От 200 до 300 экспонатов. Требуются витрины Французская гравюра XVII - XIX вв. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Жанровая и репродукционная гравюра ведущих французских мастеров. На выставку предоставляются 60 листов, во всем блеске представляющих изысканное искусство французского эстампа Английская цветная гравюра XVII - XIX вв. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Великолепные цветные листы ведущих английских мастеров изысканного по технике, высочайшего по качеству исполнения и самобытного вида искусства. 40 экспонатов "Джамбаттиста, Франческо и Лаура Пиранези. Шедевры мировой графики из собрания Московского музея-усадьбы Останкино". 40 редких листов из творческого наследия знаменитой художественной семьи - великого итальянского офортиста Джамбаттиста Пиранези, его сына Франческо и дочери Лауры Архитектурный пейзаж в итальянской гравюре конца XVII - начала XIX вв. из собрания Музея-усадьбы Останкино. Шедевры графического искусства в жанре архитектурной ведуты, популярной как среди профессиональных художников и архитекторов, так и любителей искусств. 50 листов Русский акварельный портрет XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Экспозиция включает такие известные имена, как П.Ф. Соколов, В.И. Гау, А.П. Рокштуль и др. 60 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр. Русский графический портрет I половины XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Камерные портреты, рисованные графическим и цветными карандашами, углем, пастелью, акварелью и гуашью. 50 портретов, дополненных предметами ДПИ - веерами, шкатулками и пр. Русский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения самых известных мастеров русской миниатюры. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой Западноевропейский миниатюрный портрет XVIII - XIX вв. из собрания музея-усадьбы Останкино. Произведения известных мастеров портретной миниатюры XVIII-XIX. Число экспонатов может варьироваться от 100 до 200 экспонатов. Требуются вертикальные витрины с подсветкой