Государственный центр фотографи Министерства культуры Российской Федерации имеет честь пригласить Вас на открытие выставки "Александр Хлебников - судьба мастера или пионеры Советской фотографической рекламы".
Работы А.В. Хлебникова (1897 - 1979) в области репродукционной, прикладной и исследовательской фотографии составили ему заслуженную славу одного из лучших мастеров этой области в СССР. Работы мастера авторской печати предоставлены компанией АртКоллегия, Москва. Выставка проходит при поддержке МК РФ. Открытие выставки состоится 4 апреля в 17.00 в помещении Музейно-выставочного комплекса Государственного центра фотографии МК РФ
Французским аристократам, бежавшим в годы террора и потерявшим свое имущество, посчастливилось зарабатывать на чужбине уроками французского языка. Тех, кто остались на родине, но уцелели, потеряв свое имущество, ждала более печальная участь - вчерашние любимцы света во время революции должны были зарабатывать на жизнь изготовлением сапог и иными мало привычными для них трудами.
Более 100 лет спустя, в другой стране, в России, путь, пройденный французскими аристократами повторили не только представители дворянства, но и самые широкие слои населения. Те, кто не эмигрировал, не погиб во время гражданской войны, не сгнил в лагерях, должны были приспосабливаться к режиму, чтобы выжить и прокормить себя и свои семьи. Большинство мимикрировало и стало добросовестными и активными винтиками большевистского режима, изменив прежним идеям и устоям. Но были и другие, те, которые не стали ни "белыми", ни "красными". Они остались в России в силу разных обстоятельств и сумели сохранить свою честь и достоинство, невзирая на всю мощь и "всеобъятность" большевистского режима. Они не были борцами и не пытались бороться. Они не клеймили врагов народа и не славили режим, при котором выживали. Эти люди нашли свою нишу в сфере узкоспециального труда, позволившего им, одиночкам, замкнуться на своей работе и творчестве.
ХХ век с его развитием науки и техники, разнообразием потребностей даже в стране с тоталитарным строем, позволил этим людям зарабатывать на жизнь не шитьем сапог, а интеллектуальным трудом, мало связанным с партийными установками.
Жизнь и творческая судьба фотографа Александра Владимировича Хлебникова наглядно демонстрирует, как отдельная личность смогла сохранить себя, свою честь и достоинство в стране диктатуры пролетариата. Он "спрятался" в области узкого раздела фотографического искусства - прикладной фотографии. Благодаря виртуозной технике печати и съемки Хлебников получил признание и известность среди узкого круга профессионалов, искусствоведов и музейных работников.
Великие мастера эпохи Итальянского Возрождения очень часто работали на заказ, выполняя "прикладные" задачи. И их "прикладные" творения пережили века и народы, потому что творческая мысль и эмоциональное чувство художника не стеснялось согражданами, мастера творили не просто на заказ, отображая действительность, они своим творчеством пытались осмыслить эту действительность и изменить ее.
Икона и ее изначальная миссия в храме: передать верующему, зачастую неграмотному человеку, основную суть вероучения, объяснить обряд, наставить его на путь истинный.
В первом и во втором случае есть нечто объединяющее - творцы говорят со своими современниками при помощи знаков-символов, передавая последним суть мысли, эмоции, мироощущения.
Так случилось, что Александр Хлебников оказался одним из первых во многих областях фотографии - рекламе, прикладной музейной съемке, фотографическом натюрморте, клубном фотографическом движении.
Имя мастера, к сожалению, очень долгие годы было незаслуженно забыто, не получало должной оценки со стороны публики и специалистов.
В фотографиях Александра Хлебникова, мы неожиданно встречаем преобразующее отношение к миру. В своих работах мастер стремится передать суть вещей и предметов. Для фотографа важен объект не сам по себе, как бы технически ни была сложна, а значит, интересна его съемка, а его бытование в мире людей, отношений и предметов. Его фотографический язык лаконичен и строг, в композициях, выстраиваемых художником, отсутствуют лишние детали, внимание зрителя концентрируется на объекте, представляемом художником, а сам объект превращается в знак, в символ, текст, за которым читается существующий и преобразованный мир.
Фотография для Хлебникова - это возможность говорить со зрителем о вечности и вечном.
Судьба Мастера, его творчество, "фотографии, которые не горят", возвращаются полноценно в историю российского и мирового фотографического искусства. (А.Злобовский)