Мозаичные образа 12 афонских угодников были выполнены по указанию вице-президента Императорской Академии художеств князя Гагарина в 1861 году. Иконы размером 34,5 х 18,5 см набирались на медной основе по рисункам художника Чистякова и академика Бейдемана. Оригиналы образов работы монаха Панселино находятся в одном из монастырей на Афонской горе. В создании этих мозаик принимали участие известные мастера Гартунг, Солнцев, Муравьев, Линдблат, Бурухин, Фролов, Шаповалов и другие.
Образа стали собственностью Кабинета Ее Императорского Величества Марии Александровны и в 1869 году были пожертвованы для украшения дарохранительницы строящегося в Москве храма Христа Спасителя.
Но в 1884 году Комиссия по строительству московского храма вернула эти образа в Кабинет "по случаю перемены рисунка ковчега". По Высочайшему повелению иконы были переданы строящемуся храму Воскресения Христова (Спасу на крови). До нашего времени сохранились только четыре иконы из двенадцати.
Четыре иконы афонских святых были отреставрированы и две воссозданы благодаря энергии, таланту и настойчивости художника-мозаичиста И.Ю.Лаврененко. Он сумел разработать технологию и сделал специальное оборудования для изготовления тянутой смальты, создал методики реставрации и определил иконографию недостающих образов, сам исполнил эскизы, картоны и эталоны.
Началась реставрация миниатюрных образов в 1998 году с иконы "Св. Прокопий". В настоящее время на фланкирующих столбиках царских врат храма Воскресения Христова можно увидеть иконы Свв. Прокопия, Евграфа, Димитрия, Диомида, Георгия и Пантелеймона. Набраны они тянутой смальтой с сечением модуля до 1 мм "на скол", т.е. без шлифовки. Над каждым образом И.Ю.Лаврененко трудился около года, каждая мозаика состоит более чем из 20 000 элементов 300 различных цветовых оттенков.
При определенном освещении, благодаря бликам, образа афонских святых как бы оживают, позволяя оценить возможности смальты как превосходного изобразительного материала. Работа над воссозданием оставшихся шести икон продолжается. (По материалам И.Ю.Лаврененко)