Новосибирская картинная галерея продолжает серию мероприятий, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга. В среду, 30 июля, в 17.00 здесь открывается выставка Петербург в гравюре и литографии - из фондов Государственного Русского музея. О работах, представленных на выставке рассказывает Ольга хранитель фонда гравюры XIX века ГРМ.
Посвященная 300-летнему юбилею Петербурга, выставка из Государственного Русского музея представляет произведения большинства известных мастеров гравюры и литографии XVIII - начала ХХ веков. Один из красивейших городов мира и самый необычный среди русских городов, Петербург имеет обширную иконографию. Создание и распространение петербургских видов в отдельные периоды становилось делом почти государственной важности. Примечательно, что наиболее запоминающиеся образы принадлежат именно мастерам печатной графики. Одновременно со строительством города создавался его портрет; гравюра давала большие возможности для распространения изображений новой столицы и прославления ее могущества. Восторженное восприятие Петербурга большинством художников не исключало документально точной фиксации его архитектурного облика, поэтому гравюры и литографии являются важными документами, сохранившими облик исчезнувших зданий, таких, например, как построенный Ф. Б. Растрелли Летний Дворец императрицы Елизаветы Петровны, на месте которого находится Михайловский замок.
Первыми художниками Петербурга были граверы Петровского времени. Офорт А. Ф. Зубова "Свадьба Петра I и Екатерины" изображает пир после венчания императора и воссоздает интерьер первого Зимнего дворца.
В эпоху императрицы Елизаветы Петровны, к 10-летнему юбилею ее правления, совпавшему с 50-летием Петербурга, в 1753 г. издан большой альбом "План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов". Под руководством И. А. Соколова по рисункам М. И. Махаева граверами Академии наук Я. В. Васильевым, Е. Т. Внуковым, А. А. Грековым и др. было создано 12 видов города. Этот альбом - первый в ряду других серийных изданий.
В начале XIX в. в Императорской Академии художеств по распоряжению императора Павла I организован специальный ландшафтно-гравировальный класс. Под руководством И. С. Клаубера гравировались виды пригородных дворцов и парков, в основном по оригиналам С. Ф. Щедрина. Эта серия сыграла значительную роль, как в эволюции русского пейзажа, так и в развитии гравюры на металле, прославив имена С. Ф. Галактионова и братьев И. В. и К. В. Ческих.
Наибольшее число представленных на выставке листов относится к первой половине XIX века. В это время формировался новый облик столицы, что привлекло не только русских художников, но и иностранцев. Француз М. Ф. Дамам-Демартре несколько лет прожил в нашей стране. Вернувшись в Париж, в 1813 г. издал в технике акватинты альбом "Виды главных городов России, костюмы и обычаи жителей империи". 13 листов этого альбома посвящено изображению Петербурга и его окрестностей.
Техника литографии, получившая в России распространение с конца 1810-х годов, дала новый импульс развитию петербургского пейзажа и привлекла многих издателей. Выдающимся явлением пейзажного жанра явилась серия литографий "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей", изданная в 1821-1826 годах Обществом поощрения художников. Общество привлекло к работе лучших художников: С. Ф. Галактионова, К. П. Беггрова, А. П. Брюллова. Их листы демонстрируют синтетическое отношение к городскому пейзажу как сплаву архитектурного пейзажа и жанра.
Исключительное явление в русском искусстве - 16-метровая "Панорама Петербурга", выполненная по рисунку В. С. Садовникова литографами-однофамильцами И. Ивановым и П. С. Ивановым и изданная в 1830-1835 годах А. М. Прево (на выставке представлено два фрагмента). Панорама как бы предвосхищает появление кинематографа, но движется не лента, а зритель.
С колокольни Петропавловского собора был сделан рисунок архитектора Ж. Бернардацци, поднесенный императору Николаю I в честь 150-летия Петербурга. По его распоряжению оригинал был литографирован Ш. К. Башелье.
Совершенно особое место занимает Петербург в творчестве художника ХХ века А. П. Остроумовой-Лебедевой, а ее гравюры - в развитии этой темы. Лаконичные и выразительные, ксилографии Остроумовой-Лебедевой стали почти знаковыми, сконцентрировав в себе формировавшееся в течение нескольких столетий представление о городе и его основных доминантах.