4 сентября в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка Михаила Карасика, признанного лидера того направления в искусстве, которое называют "книгой художника". Именно с именем Карасика связано по большей части развитие этого жанра в России. Михаил Карасик является здесь и ведущим автором, и главным идеологом, и организатором, и куратором, и промоутером продвигающим русскую "книгу художника" на Запад. Произведения мастера хранятся в самых престижных библиотеках и музеях мира, он - постоянный участник интернациональных проектов, специализированных акций и ярмарок.
Название выставки "Автопортрет", определившее специфику отбора произведений, - не метафора, а концепция проекта. Потому в экспозицию вошли в первую очередь те книги, тексты для которых написаны самим художником. Причем многие из них имеют автобиографический, почти "дневниковый" характер. Нередко в книгах присутствуют и собственно автопортретные изображения.
Называя свой проект, в котором очень сильна писательская сторона, "Автопортретом", художник тем самым подчеркивает пластическую, а не литературную природу своих книг. Ведь все они в первую очередь являются реальными вещами, материальными предметами, трехмерными объектами. Книги Карасика могут принять вид обувной стельки, рукавицы, водочной бутылки или одноразовой тарелки. Они могут быть круглыми, длинными, многоугольными или складываться как веер. Все книги имеют дополнительную "одежду" (в виде футляров и суперобложек), которая придает им еще большую активность - ведь такие книги можно не просто читать, с ними можно играть, с ними можно - общаться.
В отличие от других пишущих авторов, Карасик создает тексты, изначально не рассчитанные на автономное существование. Они предназначены для определенной формы, и намеренное ее столкновение с содержанием, еще более усложняет смысловую драматургию образа. Сам факт перехода художника к писательству тоже был вызван пластическими мотивами. Карасик долго переписывал от руки чужие тексты для своих книг. Правильнее сказать - рисовал. А поскольку на литографский камень изображение наносится зеркально, то текст оказывался практически нечитаемым. И на первый план выходила пластическая моторика - движение руки. Однажды из этого движения и родился собственный текст.
"Паспорт", "Сберкнижка", "Трудовая книжка" - официальные бумаги, без которых человек не существует для общества. Но у Карасика эти книги становятся разновидностью автобиографической прозы, временами обостренно откровенной. В отличие от концептуалистов, которые работают в основном с чужим языком и на чужом языке, Карасик говорит всегда о себе, подчеркивая доверительный, интимный характер разговора: его тексты, даже чужие, переписаны собственным почерком, с сохранением случайных описок и ошибок.
Как художника, Михаила Карасика сформировали две главные темы, закономерно представленные на выставке, как автопортретные. Первая - Средняя Азия - книги с ней связанные, сделаны по мотивам реальных поездок и путешествий. Вторая - хармсовско-футуристическая, обязана своим появлением сфере духовных интересов, сфере художественной практики. Русская футуристическая книга, поэтика абсурда и сама личность Даниила Хармса не просто оказали влияние на творчество художника, но стали для его искусства формо- и смыслообразующими факторами, обусловив индивидуальную технологию. Так, например, книга "Чемодан" связана с повестью Хармса, но самого произведения не включает - Карасик пишет по ее мотивам свою драму-комментарий: повесть Хармса давно стала для него фактом собственной личной истории.
Ракурс восприятия книг художника обострен еще и тем, что Карасик любит переводить изображения с одного языка на другой, сталкивая различные его системы: живопись, графику, коллаж, фотографию, реди-мейд. Любит использовать необычные для книги приемы - печать на грунтованном холсте, на утилитарной бумажной форме, на настоящей вещи. Уже много лет Михаил Карасик работает без печатника и сам исполняет все технические операции. "Прикованность к литографскому станку" давно уже переросла рабочие потребности и превратилась в жизненную необходимость.
"Всем лучшим в себе я обязан книгам" - этот классический афоризм в отношении Михаила Карасика можно было бы видоизменить так: "Тем, что я есть, я обязан книгам".