8 сентября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открылась выставка "Ээро Ярнефельт (1863-1937) и семья Клодтов". Она представляет творчество финских и русских художников, связанных между собой не только творческими, но и родственными связями. Выставка организована совместно Государственным Русским музеем, музеем "Атенеум" в Хельсинки, Институтом Финляндии в Петербурге и обществом Ээро Ярнефельта. Она посвящена 300-летию Петербурга и проводится в рамках недели Финляндии в Петербурге.
Период 1880-1900 годов вошел в историю финского искусства, как "золотой век" финской культуры. Искусство "золотого века" явилось существенным вкладом в мировую сокровищницу. Это был подлинный расцвет финской национальной школы. Лучшие ее имена: Альберт Эдельфельт, Аксели Гален-Каллела и, наконец, Ээро Ярнефельт. Этого художника называли "представителем европейской культуры и финского народа"
Ээро Ярнефельт получил начальное специальное образование в школе Общества поощрения художников в Хельсинки, а в 1880-е годы учился в Петербургской академии художеств. Петербург был родным городом его матери: Элизабет Ярнефельт, урожденная Клодт фон Юргенсбург, принадлежала к талантливому шведскому роду, который обосновался в Петербурге. Племянница наиболее известного из рода Клодтов - Петра Карловича Клодта, чьи скульптуры "Укрощение коней" на Аничковом мосту стали хрестоматийными. Известными в России художниками были также сын скульптора, Михаил Петрович и брат Элизабет Ярнефельт Михаил Константинович Клодты. Последний занимал должность профессора в петербургской Академии художеств. У него, также, как и у П.П.Чистякова, учился Ээро Ярнефельт. М.К.Клодт входил в общество передвижников, был одним из первых художников, попытавшихся объединить жанровую картину с пейзажем. Несомненно его влияние на племянника: в выборе сюжетов , в любви к облакам, к небу в разных состояниях. Произведения П.К., М.К. и М.П. Клодтов из коллекции Русского музея представлены в одном из залов выставки
Студентом Э.Ярнефельт находился также под сильным влиянием Ивана Шишкина, Василия Поленова, Архипа Куинджи. Потом был период обучения в Париже в 1886-1888 годах, где он окончательно состоялся, как живописец, испытав влияние Ж. Бастьена - Лепажа, - им он восхищался всю жизнь. (В Париже Ярнефельт удостоился золотой медали в парижском салоне за работу "Саволакская лодка"). Но русская культура, впитанная, в прямом и переносном смысле "с молоком матери", оказала все-таки наиболее сильное влияние на жизнь и творчество художника, также, как и на жизнь его семьи. Семья Клодтов внимательно следила за формировавшимися в России общественными тенденциями, и каждую неделю на "четверги" в их петербургском доме собиралась молодежь, интересующаяся искусством и общественными вопросами. Потом, в Финляндии эти встречи найдут свой отзвук в "школе Ярнефельтов", литературном салоне Элизабет Ярнефельт, которая внесла большой вклад в развитие финской литературы. Общество "Мир искусства", в выставках которого принимал участие Э.Ярнефельт, также получит финское продолжение: в начале ХХ века, в своем доме Э.Ярнефельт образует художественное общество.
Портреты Ярнефельта, наиболее последовательного художника-реалиста, были признаны вершиной финской портретной живописи как по техническому исполнению, так и по глубине психологических переживаний. Знамениты его портреты Матильды Вреде , Йохана Филина Палмена, Яна Сибелиуса. В семье же считали лучшим его достижением в этом жанре - портрет Сайми Ярнефельт, жены художника: семейные портреты, это особая глава творчества Ярнефельта.
Наряду с портретами, Ярнефельт писал и пейзажи. Первым из финских художников он заинтересовался зимним снежным пейзажем ("Символический пейзаж" - попытка художника-реалиста овладеть языком и идеалами символизма). Некоторые из его работ ("Стирка на берегу", "Луна в летнюю ночь") несут на себе печать левитановской живописи. Э.Ярнефельт любил писать и "элементы природы" - это выполненные гуашью картины "Белая рябина", "Водяной лютик" и т.д.
Творчество Ээро Ярнефельта поистине разнообразно. Он был пионером финской графики, писал картины для алтарей, расписывал стены на исторические темы для общества Аврора и актового зала университета в Хельсинки к празднику Флоры. А в позднем творчестве художника присутствуют сатирические картины народного быта, что являлось большой редкостью для финского искусства.
Но все идеи национального самосознания так волновавшие финнов в те годы, вложены Ярнефельтом в тематические картины. Его отец, Александр Ярнефельт, усвоивший еще в детстве финнофильские идеи выдающегося философа Финляндии И.В. Снеллмана, сумел передать детям стремление - поставить Финляндию на один уровень с европейскими нациями. Э.Ярнефельт вместе с братьями участвовал в выпуске прогрессивной газеты "Пейвеляхти", образовавшей вокруг себя общество "Молодая Финляндия". В картине "Новосел", например, рассказывается о поколении новых поселенцев, собравшихся выстроить собственный дом на непаханном глухом участке, но в аллегорической форме художник запечатлел здесь идею обновления финской культуры.
Самой же известной работой Э. Ярнефельта наверняка стала картина "Пожог"("Спину гнущие для денег"). Она сразу пробудила различные толкования, самое известное из которых принадлежит его брату Арвиду. Увлечённый толстовскими идеями, Арвид Ярнефельт видел в картине только жёсткую критику жалкой судьбы безземельного народа. Но многие из современников считали, что Ярнефельта в первую очередь интересовала тема Пожога (способа земледелия) , ради любимых им световых эффектов пожара. Не случайно взятое из "Калевалы", финского народного эпоса, название "Спину гнущие для денег" , которое сделало картину слишком критической, он вскоре переименовал в "Пожог". На заграничных выставках сюжет картины породил забавные толкования. В Швеции, на крупной балтийской выставке 1914 года в Малмё, критик написал, что на картине крестьяне тушат пожар, который вспыхнул из-за их примитивного способа земледелия. А в 1896 году на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, Максим Горький, близкий друг финских художников, прокомментировал: картина изображает крестьян, которые тушат горящий крестьянский дом и ищут в огне сгоревшую собственность - поэтому у девочки такой безнадёжно печальный взгляд!
Старшие братья Э.Ярнефельта, Каспер и Арвид, много сделавшие для развития финской национальной литературы, были также и одаренными художниками. Особенно сильное влияние русского искусства заметно у Арвида Ярнефельта. Эти работы представлены на выставке в небольшом количестве, также, как и работы сестры Элизабет Ярнефельт , Ольги Клодт - преподавательницы изобразительного искусства.
Выставка продлится до 11 октября.