Выставка "Сокровища Московского Кремля" представляет предметы из наиболее значительных коллекций Музеев Московского Кремля и продолжает программу региональных выставок музея. На протяжении нескольких лет жители российских городов, таких как Смоленск, Рыбинск, Тюмень, Вологда, знакомятся с выдающимися художественными произведениями, лучшими образцами декоративно-прикладного искусства одного из старейших музеев нашей страны - Оружейной палаты.
Основу коллекции Оружейной палаты составляют изделия из драгоценных металлов, предметы вооружения и парадного конского убранства, древние государственные регалии, парадная одежда, художественное шитье, кареты - подлинные шедевры русского, западноевропейского и восточного искусства. К ним относятся представленные на выставке наручи, украшенные изумительной золотой насечкой, палаш в ножнах и шлем татарского хана Абель Касима, времени царя Михаила Федоровича. Такие вещи нередко привозились послами в качестве ценных подарков.
Лучшей частью собрания огнестрельного оружия являются охотничьи ружья и пистолеты работы кремлевских мастеров XVII века. Одним из них был муромский кузнец Никита Давыдов, работавший в царской Оружейной палате более пятидесяти лет (1613-1664 гг.). Он прекрасно владел всеми приемами обработки металла и сложными ювелирными техниками, считался мастером "первой статьи", был оружейником-универсалом - делал и огнестрельное оружие, и доспехи. Экспозиция демонстрирует два его произведения: карабин с ударно-кремневым замком и нагрудник кирасы.
Современное художественное оружие из собрания Музеев Кремля представлено произведениями талантливых мастеров России - Андрея Корешкова, чьи изумительные по тонкости исполнения травленые пейзажные композиции на клинках принесли ему широкую известность, и Василия Кривошеина - подлинного виртуоза кузнечного искусства. Сегодня на улицах Владимира и Суздаля можно видеть откованные ими художественные решетки и навесы, восхищающие выверенностью и прихотливостью линий, оригинальностью конструктивных решений.
Среди собраний Оружейной палаты большое место занимает коллекция Конюшенной казны - предметы парадного конского убранства XVI-XVIII вв. Церемония царских выездов, отличавшаяся роскошью драгоценных уборов, приводила в изумление дипломатов и путешественников Западной Европы и являлась демонстрацией могущества русских правителей. Основная часть предметов убранства выполнялась в самом Московском Кремле, в мастерских Конюшенного приказа. Выставка "Сокровища Московского Кремля" представляет весь комплекс конского убранства: седло со стременами, науз - подшейную кисть, решму, паперсть и нагрудную часть боевого конского чалдара.
В оформлении быта царского двора в XVI - XVII веках заметное место принадлежало ювелирным мастерским Московского Кремля, называвшимся Золотой и Серебряной палатами. Работы русских ювелиров этого времени отличаются изысканной простотой, логикой форм, изяществом строгого и четкого орнамента. Настоящая выставка знакомит с прекрасными образцами древнерусской посуды этого периода: чеканной братиной середины XVII века, чаркой 1688 года царей Ивана V и Петра I, блюдом 1692 года Ивана V, Петра I и их сестры царевны Софьи.
Совершенством исполнения отмечены представленные на выставке культовые предметы: кадило 1630 года, большая серебряная водосвятная чаша - вклад царя Федора Алексеевича в теремной храм Спаса Нерукотворного образа, напрестольный крест 1684 года, вложенный царем Петром и его матерью Натальей Кирилловной в дворцовую церковь апостолов Петра и Павла, и небольшой наперсный крест с сапфирами XVI в.
На выставке будет показана икона "Богоматерь Владимирская" в окладе. Образ воспроизводит иконографию знаменитой византийской иконы XII в. "Богоматери Владимирской", почитаемой как палладиум Русского государства. Эта высокочтимая икона послужила образцом для многочисленных списков, получивших особое распространение на Руси в XVI в.
Со второй четверти XIX века в России становятся популярными изделия с видами отечественных городов, знаменитых архитектурных сооружений и памятников национальным героям, к их числу относятся: прекрасной работы серебряный с позолотой дорожный набор известной фабрики Алексея Постникова с видом Московского Кремля на подносе и винный серебряный набор фабрики Густава Клингерта, украшенный эмалью по скани.
Музеи Московского Кремля по праву гордятся собранием западноевропейского серебра, основную часть которого составляют произведения XVI - XVII веков. Многие из них были привезены в Россию иностранными послами в качестве даров, некоторые приобретались для государева двора у купцов. Экспозиция знакомит с уникальными произведениями работы английских мастеров, серебряников самых знаменитых центров Германии - Аугсбурга, Нюрнберга, Гамбурга.
Коллекция французского серебра представлена на выставке знаменитым "Орловским" сервизом. Этот парадный столовый сервиз Екатерина II в 1770 году заказала во Франции. На его изготовление потребовалось более двух тонн серебра, а в его состав входило свыше 3000 предметов. В 1772 году Екатерина II пожаловала сервиз своему фавориту Григорию Орлову, после смерти которого в 1783 году он был выкуплен у его наследников в казну.
Музеи Кремля обладают небольшой, но необычайно ценной коллекцией русского и западного фарфора, связанной с царским двором. Уникальный "Кремлевский сервиз" был изготовлен по заказу императора Николая I на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1839 году для Большого Кремлевского дворца. Рисунки для него подготовил специалист по истории древнерусского искусства Федор Григорьевич Солнцев.
Европейский фарфор представлен на выставке тремя прекрасными тарелками из коллекционной серии, созданной по мотивам басен Лафонтена на знаменитой парижской фирме Даготи, которая находилась под патронажем французской императрицы. Эта серия была преподнесена Наполеоном Императору Александру I в 1807 году.
В Музеях Московского Кремля хранится богатейшее собрание выполненных из драгоценных тканей облачений патриархов и митрополитов, коронационных платьев русских императриц, костюмов императоров и придворных, произведений древнерусской вышивки. Некоторые из них представлены на выставке: саккос из русской золотной парчи XVIII века, который принадлежал митрополиту Платону и хранился в Чудовом монастыре Московского Кремля, а также костюм герольда с коронации последнего русского императора Николая II, проходившей в Москве в мае 1896 года.
С 1970-х годов в музее стала формироваться коллекция современного ювелирного искусства. Она включает в себя уникальные авторские произведения, выполненные в условиях частных мастерских самими художниками. Образное начало замысла чувствуется в колье "Белое" художницы старшего поколения Юты Паас-Александровой. Тонкий образ русской зимы создал Данил Чавушьян в декоративной вазе "Зимние грезы", виртуозно выполненной самим автором в технике филиграни. Настольные украшения из металла и камня, вошедшие в моду в XIX в., не утратили своей привлекательности и для художников нашего времени. Как развитие традиций знаменитой российской фирмы "Фаберже" можно рассматривать фигурку черепахи С.Станкевича и "Кактус" Н.Маресьева и А.Ступаченко.