Товарищество "Свободная культура", Музей Новой Академии Изящных Искусств приглашают Вас 27 декабря 2003 года на открытие выставки Арсения Фоминых "Конец мифа".
В последние несколько лет с новой силой вспыхнули споры о том, что такое искусство, в чем его цели и задачи и какими путями оно должно развиваться.
Существующие точки зрения по данному вопросу уже давно оформились в довольно пространные, но все же недостаточно убедительные теории. Недостаточно убедительные в силу однозначной ясности и наглядности для оппонентов последствий, то есть реалий сегодняшнего дня, и напротив вопиющей туманности и расплывчатости причин. Причин и последствий конечно краха изобразительного искусства, точнее факта его смерти. О затянувшемся кризисе говорят все, и критики и художники. Собственно это, единственное, что их объединяет. Объединяет не искусство, а его отсутствие. Момент характерный для нашего пресловутого "постмодернистского времени".
Арсений Фоминых, чьи работы представлены на выставке с пафосным названием "Конец мифа", как и все не без удовольствия констатирует смерть искусства. Кокетливо оставляя себе пути отступления в отшельнический и бессмысленный эстетизм.
Но парадокс заключается в том, что кокетство такого рода - кокетство вынужденное. Так как возможно именно его творчество позволяет осознать и почувствовать тупиковость ситуации не столько современного искусства даже, сколько тупиковость и обреченность ситуации проговаривания красивых и ярких фраз о чем-то не существующем более. Сложившаяся система взглядов в околохудожественных кругах загоняет самих художников в ловушку, мешая им работать.
Художники на протяжении многих столетий, создавая свои произведения, помимо прекрасного, категории сугубо эстетической, являли миру "овеществленное, остановленное время", категорию уже философскую. Время субъективное, индивидуально осмысленное и время объективное, риторическое. Проще говоря, риторическую форму они наполняли новым содержанием. Позднее понятие содержания было вульгаризировано марксизмом, потому оно так и ненавистно поборникам классических традиций, отрицающих содержательность искусства, ведь содержание они путают с литературностью, ангажированностью, и всегда противопоставляют форме.
В XIX веке, искусство сбросило "риторические вериги", и пустилось в поиски не только новых смыслов, но и новых форм. Система знаков и символов была скинута с корабля современности и благополучно забыта. Что само по себе ни плохо, ни хорошо. Как ни плоха и ни хороша свобода выбора. Но свобода выбора, обернулась главной проблемой, релятивистского двадцатого столетия.
Миф - такой же символ, риторическая фигура, смысл которой, вернее обнаружение смысла которой стало для нас невозможно. Миф был вечен, в новые времена он подпитывался новыми смыслами и продолжал жить. Миф каждый раз отражал время.
Наше время уничтожило миф. Мы уничтожили миф, мы не хотим на него смотреть в искусстве, мы не хотим его вспоминать, точнее знать, мы не хотим его воспринимать. Мы хотим говорить о смерти и мифа, и искусства, и прекрасного.
Поэтому "Конец мифа". Картины, являющиеся безоговорочной капитуляцией перед временем, перед нами, и все же не пускающие внутрь. Ничего не отражающее современное искусство, честно признающее собственную отчужденность.
Куратор Зинаида Пронченко.
Выставка открыта каждую субботу и воскресенье с 27 декабря с 15.00 до 19.00 по адресу Лиговский пр. д. 53.