С 2 по 28 марта 2004г. Выставочные залы Российской академии художеств приглашают посетить выставку произведений Юрия Копейко и Галины Макавеевой.
Юрий Копейко - известный книжный график. В 1960-е - 1980-е годы он проиллюстрировал и оформил более ста детских книг, вышедших в крупнейших издательствах страны ("Малыш", "Детская литература", "Молодая гвардия", "Современник" и др.). Это произведения Л.Толстого, Ч.Айтматова, С.Маршака, Ю.Нагибина, Ф.Абрамова. Его творчество отмечено многими - более 80 - наградами, премиями, дипломами. За иллюстрации к повести А.И.Куприна "Белый пудель" художнику была присуждена премия и медаль им. В.Фаворского, а также диплом Академии художеств СССР.
Творческая судьба художника в течение многих лет была связана с космической темой. Он оформлял книги о Ю.Гагарине, Г.Титове, А.Николаеве, других космонавтах. Был избран действительным членом Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Огромный интерес у юных читателей вызывали его рисунки к книгам, посвященным российской армии и флоту (А.Митяев, "Книга будущих командиров" и "Книга будущих адмиралов"), освоению Севера (Ф.Лев, "У самого Белого моря"), героическим страницам Великой Отечественной войны (С.Алексеев, "Они защищали Москву"), многочисленным путешествиям, которые совершал художник. В них в полной мере раскрыты поэтические образы русской природы, взволнованно и точно воссоздана атмосфера времени.
Но на рубеже 1980-х - 1990-х годов Ю.Копейко, на первый взгляд неожиданно, оставляет книжную графику, целиком посвящает себя живописи, став одним из признанных живописцев со своей манерой письма, своей стилистикой, со своим видением окружающей действительности. Первые свои картины он исполнил в Подмосковье, под Звенигородом, и уже тогда было ясно, что в технике живописи художника интересуют прежде всего проблемы цвета и пространственные решения.
Значительное место в творчестве мастера занимает пейзаж средней полосы России. Художник по-своему видит и осмысливает самые простые, будничные сюжеты, придавая им лирическое и философское звучание. Его пейзажи - не отвлеченные "картины природы", в них всегда ощущается присутствие человека, непрестанное движение жизненных сил. Живопись мастера всегда связана с натурой, отталкиваясь от которой он создает выразительный образ того или иного явления природы или события. Ю.Копейко пишет то, что видит, любит и чувствует, будь то величественный белый собор в Ростове Великом, или тихие улицы деревни Сулость, или живописные берега речки Угры. В его работах нет ничего эффектного, показного, они несут в себе отзвук живых человеческих чувств и впечатлений автора.
В экспозиции представлена живописная серия "По Святым местам", созданная в результате творческой поездки в Израиль накануне 2000-летия Рождества Христова. Поражает масштабностью замысла полиптих "Преображение", где художник обращается к одному из сюжетов Нового завета. Пронизана трагическими предчувствиями картина "27 января 1837г.", воссоздающая напряженную атмосферу последних минут жизни Пушкина. Композиции, посвященные странам, в которых побывал художник, - Греции, Китае, Франции - не имеют ничего общего с "туристическими впечатлениями". Каждая из них является законченной живописной новеллой, наполненной размышлениями об исторических и культурных событиях, связанных с определенным местом.
В 2003г. живописные циклы "Круговорот" и "По Святым местам" были отмечены золотой медалью Российской академии художеств.
Творчество Галины Макавеевой представлено удивительно изящными, веселыми и мудрыми иллюстрациями к книгам замечательных детских писателей: А.Барто, В.Берестова, Ю.Коваля, И.Токмаковой, а также живописными и графическими пейзажами средней полосы России, Алтая, Крыма, Монголии, Финляндии.
В последние годы Г.Макавеева активно работает в станковой живописи и графике. Ее пейзажи, натюрморты, композиции светоносны, они точно и достоверно передают неповторимые состояния природы, все многообразие форм реальной жизни, преображенной щедрой фантазией художника. В них проявляется и дар импровизатора, и способность мыслить конструктивно, подчиняя стихию точному расчету, и мастерство колориста.
"Считаю себя художником - реалистом и не верю, что можно создать что-то вне реальности. Во время работы на меня влияет все: мои чувства, мысли, воспоминания и, конечно, то, что я вижу в данный момент", - так определяет свое творческое кредо Г.Макавеева. Может быть, поэтому состояние природы передается зрителю, погружает его в то настроение, с каким она воспринимала натуру и воспроизводила на холсте или бумаге. И в то же время работы художника - не сиюминутное впечатление. Между зрителем и натурой всегда встает сложная гамма чувств автора.
В живописи Г.Макавеева стремится передать светоносность, так как именно свет проявляет форму и цветовые характеристики, а, следовательно, и пространство. Своими учителями она считает природу и жизнь, где случается все и в бесконечных вариациях.