18 марта в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка работ Николая Сажина, одного из наиболее ярких представителей питерского авангарда, участника самой знаменитой и скандальной выставки во Дворце культуры имени Газа в 1974 году. Н.Сажин был участником выставки Государственного Русского музея "Абстракция в России, ХХ век".
В контекст художественной жизни Ленинграда-Петербурга Николай Сажин вошел работами "фольклорно-языческого" плана. В 1970-1980-е годы он занимался иллюстрацией книг, создавал композиции в графике и в живописи, предпочитая фигуративность, сложную фактуру, густой и темный колорит. В молодости Сажин хотел иллюстрировать Э.Т.-А.Гофмана, однако по ряду причин дипломная работа была им выполнена по сказкам П.П.Бажова, и в это время многие работы художника были пронизаны дыханием народного мифотворчества. Но и тогда, и теперь, юмор остается одной из главных примет творчества художника, юмор, граничащий с хулиганством, которое, тем не менее, имеет нормы в русской народной культуре, и которое свойственно характеру и личности художника, имеющего в роду казацкие корни.
Еще на рубеже 1990-х годов Сажин изобрел свой личный "кодовый" язык, в основу которого были положены натуральные формы южных тыкв. Они стали самостоятельными персонажами произведений Сажина, персонажами "матричными", демонстрируя тяготение художника к "материи", "субстанции", "плоти". Его изобразительные средства - это материал, из которого выстроена ткань всего живого в этом мире. Вероятно, в этом плане большую роль в жизни художника , еще в студенческие годы, сыграло знакомство с Е.Н.Глебовой, сестрой П.Н.Филонова. Сажина, по-филоновски интересует материя, "плоть", все ее проявления, вплоть до разложения и умирания, которую он и запечатлевает на своих полотнах. В результате появляются такие циклы, как "Автоанатомия", "Йорики", циклы различных степеней исследования и направлений.
Предметы в произведениях художника никогда не бывают неподвижны, и, при всей четкости очертаний, они непрерывно меняют свой облик и привычные функции, вступая друг с другом в неожиданные взаимоотношения. Серия рисунков "Йорики" (жизнь после смерти или жизнь после жизни) демонстрирует, что, даже после роковых обстоятельств, в бытии каждого сохраняется надежда быть понятым - другим.
Картины и графические листы Николая Сажина насыщены философской глубиной: "разлагая" на части плоть этого мира, он творит иной мир, созданный собственной фантазией.
Биографическая справка: Родился в 1948 году в г. Троицке Челябинской области. 1972 - закончил ЛХУ им. В.А.Серова. В 1978 году закончил Институт живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е.Репина, графическийфакультет. 1977-1989 - преподавание в ЛХУ им. В.А.Серова; рисунок, графика. 1989-1990 - преподавание в Институте им. Репина; графический факультет. 1989-1990 - слайд-лекции в Вашингтонском университете и Рид-колледже, США. С 1997 - преподавание в Санкт-Петербургскоой государственной художественно-промышленной академии им. В.И.Мухиной. С 1986 член СПб Союза художников России. Начиная с 1971 года участвовал более чем в 200 персональных и групповых выставках в России и за рубежом. С 1996 года - член Санкт-Петербургской академии современного искусства.
Работы художника находятся в собраниях: Государственный Русский музей; Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург; Городская картинная галерея, Новрвороссийск; Городской музей, Рязань; Государственный Художественный музей, Таллинн; Музей современного искусства, Нью-Джерси; Музей эротического искусства, Гамбург; Пекинский Государственный музей, Китай; Карельский музей искусств, Петрозаводск.