С 15 апреля 2004 года по 10 мая 2004 года Государственный центр фотографии и Государственный музей истории Санкт-Петербурга в Особняке Румянцева представляют выставку санкт-петербургских фотографов "Посвящение". Выставка подготовлена Государственным центром фотографии.
Проект под названием "Посвящение" - прежде всего обращение современных фотографов в сторону художественной традиции, взгляд в глубь возможных истоков своего творчества. При ближайшем рассмотрении, идея настоящего проекта напоминает некогда общеизвестную серию "мастера искусства об искусстве", только в данном случае рассказанную образным языком фотографии. И хотя в посвящениях - имена Набокова, Брака, Кортасара, Малевича, Эшера, Фринляндера и многих других, это скорее впечатление, индивидуальное представление фотографа о творчестве "своего героя". Истинные произведения искусства и в частности фотографии, немыслимы без художественного опыта прошлого, воспоминание о котором делает новые работы частью единого общеисторического пространства. Часто современные фотографы, к сожалению, вынуждены признаться себе в том, что их стиль и манера не является чем-то новым в искусстве. Но, несмотря на это, подлинное искусство никогда не бывает похожим, в нем всегда ощущается индивидуальное видение и неповторимая авторская интерпретация, пусть и обремененная поверхностным сходством общих форм, жестов и прочего.
В проекте наряду с известными петербургскими фотографами свои произведения представят молодые профессиональные авторы.
Homage, дань уважения или посвящение, где вместо слов - выразительные образы, чувство стиля и отточенная техника - именно так выглядит "Посвящение" на языке фотографии.
Замысел представленного проекта исключительно прост, но как событие в художественной жизни уникален. Это в своем роде экспериментальная попытка осмыслить различные виды искусства через фотографию. Исключительный интерес вызывает и сам метод, с помощью которого идея обретает зримую форму в виде авторских посвящений различным представителям искусства. Подобный подход неизбежно гарантирует свободу авторского выбора, иногда удивляющего, и даже эпатирующего. Соотношение ощущений и воспоминаний в настоящем случае - есть та главная движущая сила, заставляющая вращаться авторское воображение и создающая круг неизбежных интерпретаций, в котором визуальные ассоциации становятся необходимым ориентиром.
Портрет выставки на первый взгляд кажется сумбурным, но это только если смотреть на него в целом и издалека, игнорируя детали. Настоящая экспозиция требует индивидуального подхода. Каждая работа, любое посвящение - прежде всего свой замкнутый самодостаточный мир, в определенный момент соприкасающийся своими гранями с общим пространством.
Работы на выставке производят впечатления художественного текста с авторскими заметками на полях. Суть этих заметок - попытка объяснить свой выбор, сознательный или post factum, случайные или преднамеренные сравнения. Однако авторский текст всего на всего лишь один из множества способов достроить возможный смысл настоящих произведений. Искать только внешнее сходство и соответствие между представленными работами и вдохновившими их источниками - значит просто скользить по поверхности. Другой возможный путь - наблюдать за тем как одно художественное пространство становится другим, как медленно растворяются намеченные условные грани между ними, и во всём в этом обнаружить двойственное бытие законченного произведения - одновременно апеллирующего к фотографическому образу и пространству произведений других искусств.
Проблема источника, первичного образа в искусстве, как и тема художественной традиции, всегда занимала особое место в истории искусств, и фотография в этом случае не исключение. Настоящая выставка предложила новые способы использования интертекстуальности.
Вдохновение для посвящений авторы нашли в традиционных искусствах: живопись, литература, музыка, кино и, наконец, сама фотография. Подобный "круг" искусств не кажется странным, поскольку со многими из них фотографию связывают давние и весьма запутанные отношения. Еще со времени своего создания эстетические и художественные корни фотографии пытались искать в живописи, позднее стали проводить параллели с кино, также много говорили о повествовательном, а значит и литературном начале в фотографии, для некоторых она была даже сродни поэту, пристально всматривающемуся в жизнь вещей. Единственным общим аспектом, примиряющим и объединяющим эти искусства, стало создаваемое ими всегда ирреальное, придуманное автором художественное пространство. Выдумка, фантазия, создание новой действительности - суть любого произведения искусства.
Наглядная убедительность, узнаваемое цитирование ключевых моментов и образов конкретных произведений и соответственно не вызывающая двояких суждений о том, кому или какому произведению поcвящена фотография, органично соседствует и дополняет ориентационную зыбкость иных работ, обращенных в сторону истолкования скорее творческих приемов других искусств, нежели соответствия узнаваемых образов. Но, не смотря на столь различные подходы, в основе любого цитирования лежит непременная, творческая интерпретация.
Около 150 работ и 50 участников, более 70 посвящений и бесконечное число неизбежных зрительных ассоциаций, непременно возникающих при их просмотре - формальный и скорее статистический итог выставки. Творческий результат, измеряемый в иных категориях, несравненно богаче: осмысление, интерпретация и художественное использование приёмов других искусств по средствам фотографии, объединение и взаимодействие в одном произведении различных языков и кодов (изобразительных, музыкальных, кинематографических) и, в итоге подтверждение того, что фотография продолжает оставаться искусством "уважаемым за неё само". (А.Стиглиц)
В проекте, наряду с мэтрами отечественной фотографии, принимают участие и молодые, начинающие фотографы, в результате чего на выставке непроизвольно возникает еще один диалог между "старым" и "новым" фотографическим поколением.
Выбор посвящений - другая интересная тема выставки. Что послужило его причиной, личные симпатии, дань уважения или прагматичная потребность в художественном эксперименте - этому и многим другим вопросам, связанным с авторским самовыражением и саморефлексией, посвящено обсуждение, приуроченное к выставке.
Кураторы : Ольга Корсунова, Игорь Лебедев.
22 апреля в 18.00 в помещении музея состоится заседание "круглого стола" по теме "Посвящение"
Фотограф / Посвящение
Елена Агафонова / Харменсу Ван Рейну Рембрандту
АзаматЪ Э. Чеслав / А.Солженицыну, П.Гринуэю, Л.Рифеншталь
Вячеслав Алфёров / К.Малевичу
Владимир Антощенков / П.Клее, Г.Климту, И.Наровлянскому, П.Филонову, М.-К.Чюрлёнису, М.Кенна
Олег Артюшков / А.Бенуа
Екатерина Богачевская / А.Вивальди, М.Кундере
Игорь Брякилев / Э.Уайету
Альберт Веденеев/ М.Эшеру, К.Малевичу, В.Стерлигову
Константин Водяницкий / Леонардо да Винчи, Р.Мэплторпу, П.Уиткину
Дмитрий Горячёв / Р.В.Фассбиндеру
Юлия Гребнёва / главному герою к/ф " Blow up"
Людмила Григорьева / Э.Сколла, к/ф "Бал"
Солмаз Гусейнова / Э.Дега, М.Сарьяну
Вера Дорн / А.Родченко
Вадим Егоровский / В.Борисову-Мусатову, Харменсу Ван Рейну Рембрандту, М.Добужинскому, Б.Смелову.
Юрий Емельянов / А.Тарковскому, к/ф "Сталкер"
Кирилл Ефимов / А.Блоку
Андрей Жуков / В.Шекспир, Р.Фассбиндеру
Владимир Захаров / А.Хичкоку
Наталия Захарова / Л.Кэроллу
Екатерина Ильина / Ч.Джонсу и К.Блоссфельдту.
Эдгар Калаев / А.Матиссу
Олег Каплан / С.Дали, П.Пикассо, Неизвестному художнику
Дмитрий Конрадт / А.Картье-Брессону, Эль Лисицкому, Р.Кенту
Ольга Корсунова / Б.Смелову, А.Матиссу
Надежда Кузнецова / К.Малевичу, Харменсу Ван Рейну Рембрандту
Игорь Лебедев / Л.Фридляндеру, О.Штайнеру, В.Кляйн
Александр Ляшко / Р.Аведону
Евгений Ма / В.Ван Гогу, В.Вендерсу, П.Клее, К.Малевичу
Евгений Мохорев / В.Набокову
Ася Немченок / В.Татлину
Александр Никипорец / М.Эшеру, Н. Римскому-Корсакову, Ж.Браку, Ч.Айвзу и Э.Уайету
Сергей Пантелеев / П.Уиткину, М.Эшеру
Дмитрий Провоторов / В.Набокову, Х.Кортасару
Сергей Свешников / Д.Майклзу
Мария Снигиревская / А.Вивальди
Александр Соколов / Б.Смелову
Людмила Таболина / барону Николаи, братьям Люмьер
Алексей Тихонов / М.Парру
Наталия Цехомская / Эль Лисицкому, К.Малевичу
Станислав Чабуткин / Константину Троицкому
Андрей Чежин / А.Матиссу, Леонардо да Винчи, К.Малевичу, С.Дали, А.Родченко
Александр Черногривов / К.Малевичу
Александр Филиппов / В.Маяковскому
Сергей Шитов / Караваджо, Л.Фриндляндеру
Сергей Щербаков / Э.Дега, Д.Турбевилле