28 апреля в Третьяковской галерее на Крымском валу состоится открытие очередной сменной экспозиции современной графики. Экспозиция, представляющая еще одну часть уникальных графических фондов музея, посвящена деятельности РОДК - Русского общества друзей книги.
1920-е годы в истории русского искусства стали временем яркого расцвета гравюры. Интерес к ней возродил внимание к самым разным ее формам, вплоть до книжных знаков или других "мелочей гравюры", над которыми работали самые известные мастера. Именно в это время возникло Русское общество друзей книги (1920-1929) - одно из крупных и интересных явлений культурной жизни России 1920-х годов. Образовавшееся как кружок энтузиастов и любителей книги, Общество переросло в серьезную научно-библиофильскую организацию, работа которого оставила заметный след в развитии отечественной науки о книге. В полемике той поры, касавшейся вопросов "искусства книги", члены Общества выступали активными защитниками идеи единства книги, "ее смысла, содержания и художественно-полиграфической стороны" (А.А.Сидоров).
Членами-учредителями Русского общества друзей книги стали видные деятели отечественной культуры, такие, как В.Я.Адарюков, И.Э.Грабарь, А.А.Сидоров, А.М.Эфрос, А.В.Чаянов, Г.Г.Шпет; позднее к ним присоединились библиографы и книговеды Б.С.Боднарский, Н.Н.Орлов, Н.Ю.Ульянинский; литературоведы М.О.Гершензон, ЛЛ.Гроссман, И.Н.Розанов, В.Ф.Саводник, М.А.Цявловский; художники А.И.Кравченко, Е.С.Кругликова, И.Н.Лавлов, И.Ф.Рерберг, В.А.Фаворский; историки Н.П.Лихачев, В.К.Трутовский; искусствоведы Э.Ф.Голлербах, П.д.Эттингер и многие другие. Все они создали в РОДК удивительную творческую атмосферу, в результате которой Русское общество друзей книги явилось тем редким типом добровольного единения людей, где неразрывно переплелись научные и любительские цели.
Общество вело интенсивную научно-исследовательскую работу, занимаясь изучением старой книги, а также новейшей русской и зарубежной книжной графики; устраивало книжные выставки и аукционы; выпускало на высоком художественном и полиграфическом уровне издания, ставшие библиографической редкостью. РОДК мы обязаны изданием пушкинского "Домика в Коломне" с гравюрами В.А.Фаворского (1929), поистине шедевру русского книгопечатания.
Благодаря привлечению к участию в РОДК ведущих художников-графиков выпускавшаяся для "внутреннего пользования" Общества печатная продукция - брошюры, памятки, программки, меню, - неизменно отличалась высоким художественным и полиграфическим уровнем исполнения. Таким же качеством отличались экслибрисы, исполненные для книг входивших в Общество библиофилов.
Экспозиция складывается из нескольких частей. Одна из них - портреты деятелей РОДК и экслибрисы, связанные с личностью книжного собирателя. Другую составила так называемая "обстоятельственная графика" (меню, поздравления, приглашения) и памятная графика - повестки, программы вечеров и т.п. Кроме того, здесь представлены акварели и гравюры, выполненные в 1920-е годы художниками, участвовавшими в жизни РОДК. Демонстрируются также графические листы Фаворского с иллюстрациями к "Домику в Коломне".
Основу экспозиции составили произведения из коллекции А.А.Сидорова и М.С.Базыкина, входящие в настоящее время в собрание ГТГ.