18 мая в 16.00 в Ярославском художественном музее откроется выставка "Искусство Западной Европы XVII-XIX века" из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Предлагаемая вниманию зрителей выставка зарубежного искусства из собрания Рыбинского музея-заповедника объединяет более 50 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она является первой выставкой Рыбинского музея на эту тему, экспонированной в другом городе. Ей предшествовали несколько выставок, проходивших в Рыбинске. "Искусство Италии XVI-XIX вв. открытая в декабре 1993 г., "Искусство стран Востока начала XVIII - первой трети XX в., открытая в июне 1997 г., экспонируемая в Рыбинске и по сей день, "Западноевропейская живопись и прикладное искусство. Фрагменты коллекции", работавшая в 2003 году.
Музейное собрание зарубежного искусства в целом насчитывает свыше 3000 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства мастеров большинства ведущих европейских школ и стран Востока. Систематическое изучение коллекции началось с конца 1980-х гг. когда этой темой занялась сотрудник музея Е.А.Цешинская.
Коллекция западноевропейской живописи конца XVI - начала XX в. невелика (она насчитывает немногим более 90 работ) и неоднородна по составу. В своем современном виде она сформировалась к концу 1960-х гг. и состоит из нескольких произведений, поступивших в 1920-е гг. в составе усадебных коллекций, из Петроградского и Московского отделений Государственного музейного фонда, а также из группы картин, переданных в 1965 г. из Ярославского художественного музея. Среди произведений, заслуживающих наибольшего внимания следует отметить "Сцену с телом Христа" неизвестного живописца круга Гверчино, и экспонируемый на этой выставке натюрморт Я. Ван Хейсума.
К сожалению, на этой выставке зрители не увидят произведений одной из самых ценных коллекций музея - коллекции западноевропейской гравюры XVI-XIX вв., насчитывающей более 1500 листов и являющейся гордостью собрания. Среди гравюр, исполненных мастерами Италии, Нидерландов, Германии, Франции, Англии, есть подлинные раритеты: листы Агостино Карраччи, Хендрика Гольциуса, соперничающего в славе с самим Дюрером, Робера Нантейля, придворного рисовальщика и гравера Людовика XIV, Клода Жилло, в мастерской которого обучался юный Антуан Ватто, итальянца Франческо Бартолоцци, ставшего в Англии основоположником знаменитой школы. Гравюра требует особых условий экспонирования (особого режима освещенности, специального оборудования и т.п.), добиться которых на данном этапе в музее невозможно.
Собрание западноевропейского прикладного искусства насчитывает свыше 1000 предметов. В музее хранятся памятники античной керамики, итальянская майолика, фаянсы Дельфта и Руана, изделия прославленных на весь мир Мейсенской, Севрской, Венской и Копенгагенской фарфоровых мануфактур, изысканная керамика английской фирмы Веджвуд и непревзойденное по тонкости и техническому совершенству венецианское стекло. Кроме того, музей располагает собранием художественного металла XVII-XIX вв., объединяющим свыше 500 предметов. В него входят часы, осветительные приборы, нумизматика, посуда и утварь, мелкая пластика и ювелирное искусство.