28 мая в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка Георгия Пузенкова "Путешествия Моны Лизы" - один из самых масштабных проектов, посвященных мифу Джоконды.
Обращаясь к Моне Лизе, Георгий Пузенков приглашает зрителя совершить неожиданное путешествие, одновременно воображаемое и реальное: сквозь пространство и время, в историю искусства и в творческое воображение художника.
Пятьсот лет отделяет нас в этом году от времени, когда Леонардо создал произведение, ставшее символом и легендой мировой живописи. На протяжении последних пяти веков многие великие художники обращались к образу Моны Лизы. В 20 веке ей посвятили свои произведения Дюшан, Малевич, Леже, Дали и Уорхолл. Однако, несмотря на многочисленность вариаций, тайна Джоконды до конца не разгадана и по-прежнему привлекает художников.
Георгий Пузенков интернационально известен как один из наиболее ярких художников, работающих с эстетикой компьютерного экрана и медиальным изображением. В середине 90-х Пузенков выдвинул свою оригинальную интерпретацию этого вечного образа, воссоздав Мону Лизу в модуле компьютерного пикселя, воспроизведенного на холсте путем современной живописной техники. Окруженная файловой рамкой его "Single Mona Lisa 1:1", меняя размер, цвет и материал, стала своеобразным "alter ego" и символом творчества художника. Оставаясь "иконой", то есть не подлежа никаким изменениям, Мона Лиза превратилась в объект клонирования и воспроизведения, уходя в виртуальное пространство и возвращаясь в реальный мир эхом бесконечно растущей Сети.
Как говорит сам художник: "Мона Лиза относится к тем редчайшим объектам в истории искусства, которые, пройдя через стадию мифа, вырастают до размеров самостоятельного культурного явления. Такое произведение заменяет собой музей - в нем каждый что-то найдет для себя: ценитель и профан, традиционалист и авангардист ... Когда художник вносит элемент авторства в пространство Моны Лизы, он ищет актуальную для своего времени формулу описания мира - будь то дадаизм или поп-сериальность. Мона Лиза была и остается своего рода интерактивным полигоном для тестирования новых идей ".
Инсталяция в ГТГ состоит из трех частей: "Башня времени Мона 500" (Mona Time Tower 500), "Мона Лиза отправляется в Россию" (Mona Lisa Goes Russia), "Мона Космос 21" (Mona Kosmos 21).
Башня времени Мона 500
Для своего путешествия по времени Пузенков построил гигантскую круглую башню. Ее размеры - окружность 30 метров, диаметр 10 метров и высота 6 метров. 500 изображений "Одиночной Моны Лизы 1:1" размером 60 x 60 см каждое, выполненных из алюминиевых модулей, размещены внутри барабана десятью параллельными кругами. Войдя в Башню, зритель оказывается в пространственно-временном туннеле цветового спектра, где властвуют 500 повторяющихся загадочных улыбок. Круговая радуга не имеет ни начала, ни конца и, устремляясь вверх, способна продолжаться до бесконечности. Башня сделана целиком из черного алюминия, а пятисот изображений Моны Лизы выполнены сверкающими красками, в которых отражается весь окружающий мир, включая зрителей. Все пространство "Башни времени Moна 500" пронизано светом, поступающим сверху.
Мона Лиза отправляется в Россию
Когда в 1974 году "Мону Лизу" привезли в Москву, это стало сенсацией. Более двух миллионов человек выстояли в бесконечных многочасовых очередях, чтобы увидеть самую знаменитую картину европейского искусства. Более чем через четверть века "Мона Лиза" вновь оказалась в Москве, но на этот раз ее визит был неофициальным... В 1997, с картиной "Single Mona Lisa 1:1" (70 х 70 см) и фотокамерой, Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. По его словам, это было не ностальгическое возвращение, а скорее попытка проверить свои воспоминания, сравнить их с сегодняшним восприятием мира... Сопровождаемый его творческим "alter ego", Георгий Пузенков фиксировал на пленку напряженный и эстетически насыщенный диалог, возникавший между Моной Лизой и российской реальностью, Западом и Востоком, прошлым и настоящим. Результатом этого путешествия стали снимки, которые можно было бы назвать сюрреальными, если бы они не были абсолютно документальными. 35 фотографических объектов - крупноформатных "лайт-боксов" (фотографий в ящиках, подсвеченных сзади, 150 х 120 х 15 см) из серии "Мона Лиза отправляется в Россию" (1997 - 2001) представляют это путешествие.
Мона Космос 21
Как всякая икона, "Мона Лиза" является унифицирующим символом. Пузенков уже некоторое время размышляет о возможности её сопоставления не только с другими территориями, но и с другими измерениями. Он намерен отправить свою "Мону Лизу" в космос. Вместе с ней отправится в будущее и весь культурный шлейф, сделавший на протяжении многих веков из картины символ. И хотя еще недавно этот проект казался утопией, сегодня он уже находится на стадии воплощения. О технической стороне вопроса ведутся переговоры с Европейским и Российским авиационно-космическими агентствами.
На выставке эта часть проекта представлена в виде музыкальной темы "Мона Космос 21", написанной Пузенковым. Она основана на нотной записи, найденной в архивах Леонардо да Винчи. Пузенков говорит о своей композиции: "500 звуковых модулей пробиваются сквозь космический ветер и эхо сигналов спутника. "Голос Моны Лизы" летит и замирает в пространстве цветового спектра".
Башня Пузенкова высится на перекрёстке прошлого и будущего. Прежде всего, она является данью уважения вселенскому гению Леонардо да Винчи и одновременно приветствием современным художникам, заглядывающим в зеркало мифа. Исследователь творчества Г. Пузенкова Марк Шепс, замечает, что "искусству необходимы такие утопии, которые снабжают воображение крыльями, а творчество - двигателем".
Руководители проекта: Проф. Александр И. Морозов, зам. директора Государственной Третьяковской галереи, Нина Г. Дивова , начальник Отдела выставок Государственной Третьяковской галереи.
Куратор выставки: Марк Шепс, директор Museum of Art в Тель-Авиве (1977-1990), Музея Людвига в Кельне (1991-1997) и фонда Петера и Ирене Людвиг в Кельне и в Аахене (1997-2002). Автор статей и книг об искусстве 20-го века.
В рамках выставки Отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи, под руководством Андрея Ерофеева, организует встречу с художником, которая состоится 3 июня 2004 г. В ней примут участие ведущие отечественные и зарубежные критики и искусствоведы.
К открытию выставки выйдет информационный буклет. Научный иллюстрированный каталог, включающий документацию всех фаз осуществления проекта "Путешествия Моны Лизы", будет опубликован в июне.
Выставка открыта для посетителей с 29 мая по 15 августа 2004