27 мая в Строгановском дворце Русского музея открывается выставка живописных работ писателя Владимира Войновича, автора знаменитой книги "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", "Москвы 2042", "Шапки" и др. Все работы датируются концом ХХ - началом ХХi веков, так как дар живописца писатель обнаружил в себе только на шестьдесят третьем году жизни. Направление, в котором работает Войнович, называют "наивной живописью", он близок по мировосприятию к работам группы "Митьков". На выставке представлены шестьдесят пять работ.
Владимир Войнович родился в Сталинабаде в 1932 году (так тогда именовался Душанбе), в семье журналиста и преподавательницы математики. С 11 лет начался трудовой стаж будущего писателя: в годы войны мальчику приходилось работать и в колхозе, и на заводе. Окончил вечернюю школу в Керчи, служил в армии. После демобилизации он приехал в Москву, работал на железной дороге, затем на стройке. В 1957 поступил в Областной педагогический институт им. Н.К.Крупской, через два года оставил его.
Работал редактором на московском радио, где в 1960 году написал знаменитый "Гимн космонавтов" ("Заправлены в планшеты космические карты, И штурман уточняет в последний раз маршрут...") понравившийся как народу, так и вождям КПСС, в частности, Н.С. Хрущеву.
Уже первые публикации, обратили на Войновича пристальное внимание и читателей, и литературной среды: своим точным реализмом, мощным сатирическим эффектом, доходящим до гротеска и фантастики. То, что потом назовут "сатирическим гиперреализмом". Вершиной этого направления стал роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", роман-анекдот, пародию на поток массовой литературы о военных подвигах и героизме, состоящий из двух книг. Первая книга была закончена в конце 1960-х и долго ходила в "самиздате", затем была напечатана за границей в 1969 году. Второй том "Чонкина" вышел там же - в 1979 году, а в 1980-м Войнович вынужден был покинуть страну - он нигде не работал и подпадал под статью закона о тунеядстве. Жизнь писателя в СССР стала невозможной, и он переехал вместе с семьёй в ФРГ. В 1981-м году, указом Л.Брежнева Владимира Войновича лишили советского гражданства. Первая публикация "Чонкина" на родине состоялась только после перестройки - в 1989-м году.
Несмотря на то, что литературные произведения Войновича печатали с трудом, и они не всегда выходили в свет, они были любимы народом, а фамилия писателя стала широко известна. А вот его увлечение живописью гораздо менее известно. Начиная заниматься изобразительным искусством, Войнович испробовал акварель, гуашь, пастель, темперу, но окончательно остановился на масляной живописи, правда, поначалу он писал на бумаге и картоне. "Мои первые пробы кисти были не всерьез, - вспоминал сам писатель. - Но они все же были не так беспомощны, как первые литературные опусы".
Впервые Владимир Войнович показал зрителю свои картины в Москве - в галерее "Асти". Потом были выставки в Центре ООН в Вене, в московском Центральном доме художника на Крымском валу, в посольстве ФРГ в Москве, в культурном центре Кельна, а также участие в коллективных выставках писателей и художников в Москве и Мюнхене. Выставки вызывали бурный интерес и не менее бурные споры. С одной стороны зрителей поражала свежесть восприятия и оригинальность видения Войновича, как живописца. С другой - постоянно возникали споры о профессионализме и графоманстве.
Практически все произведения Войновича проникнуты легким юмором, Одним из любимых жанров Войновича являются автопортреты, вызванные, как утверждает сам их создатель, "доступностью натуры". Изображая себя в серии "С Пушкиным и Гоголем на дружеской ноге", художник откровенно подсмеивается над собой, воспевая собственное "братание" с классиками. Любимой же серией является "Жизнь и приключения курицы" - повесть о трудной судьбе несушки Глафиры - герои серии определенно напоминают людей и их обычную жизнь. Другие разделы и серии сам художник разделяет на "фруктовые", "рыбные", "цветочные", "спортивные".
Известный художник Борис Биргер сказал о манере этого, как сам писатель себя называет, "молодого художника": "Направление, в котором работает Владимир Войнович, называют наивной живописью. Наивную живопись довольно часто относят к непрофессиональному искусству. Но что такое профессиональное и непрофессиональное искусство? По мнению некоторых искусствоведов академической школы, такие художники, как Анри Руссо или Нико Пиросмани - непрофессиональные художники. Но кого интересуют сегодня холодные, лишенные воздуха и жизни полотна академической живописи? А наличием в своих коллекциях картин Пиросмани, всю свою жизнь писавшего вывески для винных погребков Тбилиси, сегодня гордятся самые известные музеи мира. Потому что эти картины живые и сейчас, и по сей день дарят нам атмосферу той жизни, в которой существовал художник".