НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Художники Гжели. К 85-летию Л.П. Азаровой

c 5 по 23 июня 2004Москва
Гжель
Гжель
С 5 июня 2004 года Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, ЗАО "Объединение Гжель" представляют выставку "Художники Гжели. К 85-летию Л.П. Азаровой".

Гжель… Это звонкое имя сегодня знают на всех континентах. А не так давно казалось, что Гжель не возродится. Но корни ее кроются в родной земле, в ее далеком прошлом.

Тяжелые думы томили в предотъездный день московского князя Ивана Даниловича. Путь ему предстоял в неведомое: скорбный и гибель таящий для всякого русского путь в Золотую Орду. И по заведенному еще прадедами обычаю составлял князь духовную грамоту-завещание. По ней, среди прочего, отписывал старшему сыну Семену гжельские деревеньки. Представлял он себе, наверное, с детства знакомый Большой Касимовский тракт - начало долгой дороги в басурманскую столицу. Шла она не только через светлые березовые рощи, но и через глухие дремучие хвойные боры, прибежище непуганого зверья и разбойничьих ватажек. Здесь, в глухомани, в полуста верстах от Москвы, по берегам студеной речки Гжелки и лежали на скудных для землепашца землях те деревеньки. Но был в этих угодьях клад, ради которого Касимовский тракт спустя годы стал зваться Гжельским.

С того времени и берет начало документальная летопись промыслов, с тех лет непременно именуется она во всех духовных грамотах великих князей. А в завещании Ивана Грозного уже значатся эти земли как "государева дворцовая волость". Поистине же общерусское звучание обретают они в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович указал: "Во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая годится к аптекарским сосудам". С той поры так и повелось. При Петре Великом "приискивали" тут глину для кирпича, при Елизавете - для первого в России фарфорового завода. И всегда находили то, что нужно.

Сегодня известно, что глину "жгли" здесь давным-давно, начиная в седьмого-восьмого веков. Процесс этот прервало лишь польско-литовское нашествие в "смутное время" - были страшно опустошены подмосковные уезды-волости, иные местности обезлюдели полностью. Но день за днем возрождались села и деревеньки, а с ними и традиционное ремесло. В Гжели типичной продукцией гончаров была глиняная посуда - называли ее "черной". После обжига, для "товарности" и качества, ее лощили, томили или обваривали. И все же в целом то была довольно грубая работа. Шагом вперед по сравнению с ней стал в XVII веке выпуск "муравленой" - политой глазурью - посуды, а с нею и других изделий. Причем легкоплавная свинцовая глазурь, придавшая изделию белый цвет, при соответствующих добавках позволяла получать коричневые и зеленые тона.

Однако уже в конце XVII века у "черной" и "муравленой" посуды появился опаснейший конкурент в лице майоликовой посуды. Майолика - изделия из цветной гончарной глины, покрытые белой эмалью (та же глазурь), или расписанные по сырцу. Недолгим оказалось победное шествие майолики - ее вытеснил фарфор. Первые гжельские изделия из фарфора усидели свет в самом начале XIX века. Из красной и белой глины выпускались разных сортов посуда и сервизы, кувшины и горшки, белый кирпич, изразцу, плитки. Центр России и Украина были для гжельцев основными торговыми компаньонами. Но не единственными: и сами они, и перекупщики не ленились отправляться в самые дальние странствия - от Архангельска до Астрахани. Забирались и в Сибирь, на знаменитые Иркутскую и Ирбитскую ярмарки.

Со времен "черненькой" и "красненькой" посуды закладываются и ведущие элементы гжельских сосудов: сдержанно статичная формка-стебелек, гнутый носик, рельефные украшения на боковых стенках, обильная скульптура.

Был еще целый пласт прикладного искусства, где подмосковные художники также оставили неповторимый след. Это то, что мы в просторечии называем игрушкой, а искусствоведы уважительно - малой скульптурой. Каких только сюжетов не касались гжельцы! Вот забавные фигурки: зайчиха с зайчатами; волк, несущий ягненка; коршун, терзающий добычу. А вот "человеческие" сюжеты: девушка с ведрами; женщина на лошади; семейная сцена - муж наказывает жену; странники… Никаких абстракций, никаких фантастических образов - лучшая летопись русских вкусов, русской жизни.

К середне прошлого века о Гжели шла слава как о "русском Страффордшире", по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии. Да, в единстве формы, живописи, скульптуры народные мастера сумели воплотить национальный характер в типичнейших его бытовых проявлениях, воплотили национальную художественную традицию.

Но как ни печально, "золотой век" промыслов был до обидного коротким. Нарождавшаяся фабрично-заводская промышленность давила их мертвой хваткой. Забывались и терялись многие секреты, в том числе росписи знаменитым синим кобальтом. И только в 20-х годах в Гжели начинают работать отдельные гончарные мастерские, появляются кооперативные артели.

Новый расцвет Гжели приходится на послевоенные годы. Связан он с именами историка-искусствоведа Александра Салтыкова и художника Наталии Бессарабовой. Именно они занялись возрождением древних традиций, причем на глубоко научной основе. Со временем пришли в Гжель новые мастера, такие как Татьяна Дунашева, Нина Квитницкая, Людмила Азарова, сразу же окунувшиеся в приподнятую, радостную атмосферу творческого возрождения гжельской художественной традиции. Очень скоро появился и утвердился их индивидуальный почерк.

Но чем увереннее работали мастера, тем решительнее звучало : пора возродить утерянный статус Гжели! Ответом на него стало создание в начале 70-х годов производственного объединения "Гжель", которое первоначально вобрало в себя три, а затем шесть небольших полукустарных заводиков. Но и это дало новый мощный импульс творческому поиску мастеров.

В восьмидесятые годы коллектив Гжели пополнился группой молодых одаренных художников. И надо отдать им должное: с первых шагов они начали осваивать наследие, постигать опыт Бессарабовой, Дунашевой, Азаровой, Окуловой… Молодежь учится у признанных мастеров оригинальности и смелости решений, тематической щедрости узора. "В пластике малых форм я иду от Азаровой", - признает Виктор Неплюев, отдавая дань таланту учителя. Творчество Азаровой Л.П. - пример того, как много может дать молодому художнику использование гжельского промысла.

Да, у гжельских мастеров есть достойные преемники, самостоятельные их шаги отмечены печатью несомненного таланта. Им выпало немалое счастье - хранить и развивать творческое наследие старейшего народного промысла России.

Выставка продлится по 23 июня 2004 г.

www.museum.ru/N18528
Ваше мнение »»

»»Всероссийский музей декоративного искусства
Адрес:город Москва, ул. Делегатская, 3
Проезд:См. здесь
Телефоны:автоотв.(499) 973-3219, экс.бюро (459) 609-0146
сайт:www.vmdpni.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.10.2019  x    ?  


Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев. 1938-2006

Выставка «Свечение цвета» во Всероссийском музее декоративного искусства

Новое молодежное пространство Пушкинский.Youth

Выставка «Русский жемчуг» в Музее природы г.Владимира

Марина Бокариус. Книги из коллекции Сергея Маркова

Выставка "Матисс. Пикассо. Шагал..." в Выставочном центре "Эрмитаж-Казань"

"Четыре хороших, лучших, ласковых года". К 95-летию переезда Александра Грина в Феодосию

Научная конференция «На просвет» во Всероссийском музее декоративного искусства

Лекция "Москва на старинных открытках" в Школе наследия

Дни Эрмитажа в Екатеринбурге – 2019. Выставка картины «Сборщики податей» Маринуса ван Роймерсвале

Выставка «Дейнека / Самохвалов» в Центральном выставочном зале "Манеж", С.-Петербург

Межмузейный выставочный проект «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль»

IV Международная научная конференция «Историческое оружие в музейных и частных собраниях»

Выставка "Дикая природа России" в Сургутском краеведческом музее

Осенние каникулы в Дарвиновском музее

Сарапульский музей-заповедник приглашает на «Ночь искусств-2019»

Третья выставка в рамках проекта #Помнитьнельзязабыть в Саратовском областном музее краеведения

Проект "Корсаковские среды"

Вечер памяти «Репрессии. Были.»

"Лики Байкала" в Музейном центре "Гамаюн"

Выставка «Военная связь: история и новые вызовы»

Первый фестиваль детских музейных маршрутов «Время открытий» в Екатеринбурге

Выставка «Бабушкины сказки для современных детей» в Санкт-Петербургском музее кукол

Век нынешний и век минувший. «Горе от ума» в иллюстрациях, изданиях и эскизах

Выставка "Путь к славе" в Ярославле

Передача в дар музею политической истории России фотографий из серии "СССР 1970"

Галерея Солянка расширяет спектр видов искусства

Выставка "Красота по-советски" в Ярославле

«Радость для всех чувств». Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа

Выставка Teatr.Rus в «Новом Манеже»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru