21 июня в Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка "Шаги механика" художника Виктора Пивоварова. Это - концептуальный проект, включающий восемь частей и отражающий творчество Пивоварова, одного из основоположников московского концептуализма, на протяжении более чем тридцати лет.
В 1960-70-х годах он, наряду с Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым, Эриком Гороховским, а позднее Андреем Монастырским, разрабатывает тот особый тип художественного высказывания, который, впервые со времен русского авангарда, позволил говорить о своеобразии советского искусства. Московский романтический концептуализм оказался тем направлением, которому удалось отрефлексировать тотальную идеологизацию советской жизни, более того, создать миф о концептуальности советского пространства. Произведения московских художников выделялись подчеркнутой литературностью художественного языка. В произведениях В.Пивоварова эта особенность очевидна уже в первых альбомах (1960-е) как равноправие "слова и образа".
С творчеством В.Пивоварова многие знакомы: вспомним его иллюстрации к детским книжкам, которые художник, как и многие его коллеги, делал ради заработка. Правда, его работы отличаются от работ других концептуалистов, например, отсутствием стилизаций под классиков детской иллюстрации.
Пивоваров также известен двумя книгами: автобиографический "Влюбленный агент" содержит ценнейшие сведения о внутренней жизни андеграунда и его самоописания. В книгу "Серые тетради" автор включил как художественную прозу, так и несколько писем. Книги эти создали весьма интригующий образ художника, не озабоченного созданием концептуальной базы для своего творчества. В работах Пивоварова всегда превалировал, скорее, личный, чем социальный момент.
Выставка "Шаги механика" открывается картиной "Тело московского неофициального искусства" - условное изображение фигуры человека, в которую, как в анатомическом атласе со строгими сносками, вписаны имена почти всех художников, относящихся к знаменитому поколению 50-х - 70-х годов. В работе нельзя не увидеть, помимо симпатий самого Пивоварова, и серьезную попытку создать целостное представление об этом феноменальном художественном явлении столичной жизни, и явное желание четко проартикулировать саму суть андеграунда. Он одушевляет легендарное прошлое, сводит непримиримые кружки во взаимосвязанную антропоморфную систему. Он - летописец и мемуарист волшебного мира андеграунда.
Выставка разворачивается как театральное представление. В первую часть - "Действующие лица" - входит одноименный альбом, в котором изображена московская художественная жизнь 1970-х. Альбомные листы чередуются с портретами поэта Овсея Дриза, Игоря Холина и странного персонажа, пришедшего из детства художника, Григория Сергеевича Татузова. Во вторую часть - "Место действия" - входит цикл картин "Квартира 22", в которой художник возвращается в коммунальную квартиру своего детства. Серовато-коричневые холсты с текстами, как будто наполнены голосами ее обитателей, навеки оставшихся в 1950-х. В состав третьей части - "Время действия" - входят написанные нитроэмалью картины 1970-х годов. Именно в 1970-х закладывались основы того, что было развито художником позже. Своеобразным драматургическим перебоем между живописными сериями является альбом, давший название всей выставке "Шаги механика", который построен на принципе соединения вырванных цитат и фраз с рисунками. Так же, как и серия темных акварельно-угольных рисунков "Поэт в заснеженном городе", впервые показанная автором в Русском музее. Альбом "Заблудившийся Данте" посвящен Данте, который оказался в Восточных землях и "среди скитов и скифов … заблудился окончательно". Тексты этого альбома являются драматическим ключом целой выставки.
Следующая часть - "Эйдосы" - представляет серию живописных произведений, отсылающих одновременно к работам Малевича и Де Кирико, так же как и к мотивам живописи эпохи Возрождения. И в завершающей части - "Разговор о лимонной корочке" - показана серия небольших натюрмортов, в которых художник возвращается к самым обыденным и тихим вещам, так же, как и к размышлениям об истории живописи. Медитативность этой серии замыкает круг, очерченный "Шагами механика". "Механик - это человек, который приводит в порядок механизмы, - говорит художник. - Мы многое потеряли, сломали в своей жизни. И шаги механика - это символ надежды на то, что когда-то все в нашей жизни придет в порядок".
Виктор Пивоваров - один из основоположников московского концептуализма. В 1960-70-х годах он, наряду с Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым, Эдуардом Гороховским и Андреем Монастырским, разрабатывает тот особый тип художественного высказывания, который, впервые со времен русского авангарда, позволил говорить о своеобразии советского искусства. В отличие от западной модели концептуализма, во многом опиравшегося на структурализм и пост-структурализм Ролана Барта, московские художники создали свой "литературный" вариант концептуального искусства. Особенности взаимоотношения "слова и образа" проявились сначала в форме альбомов, которые, по мнению исследователей, стали важнейшим вкладом московского круга в концептуальное искусство. Окончив в 1962 году Московский Полиграфический институт, Виктор Пивоваров на протяжении двадцати лет занимался иллюстрированием детских книг и журналов. В начале 1970-х, вдохновленный предупреждающими об опасности железнодорожными щитами, он пишет нитроэмалью на оргалите серию картин. Эту же технику художник использует при создании в 1975 году своих концептуальных "Проектов для одинокого человека". В конце 1970-х Пивоваров включает в свои произведения абстракции, которые вступают в диалог с фигуративными образами. Для его живописи характерна ровная поверхность, создающая эффект безвоздушного пространства, в котором различные персонажи оказываются как бы "подвешенными". В 1982 году Пивоваров эмигрировал в Прагу. Он принимал участие в крупнейших международных выставках. В 2004 году Государственная Третьяковская галерея организовала первую большую ретроспективу художника, которая с небольшими изменениями представлена и в залах Государственного Русского музея.