Музей Велимира Хлебникова: нужен ли он астраханцам? Ежегодно сюда съезжаются филологи, авторы, хлебниковеды со всего мира. В музейном архиве хранятся книги Велимира Хлебникова — подарки гостей — на итальянском, французском, японском и английском языках. Музей работает: ведутся научные исследования, проводятся экскурсии, открываются новые таланты. Только вот, похоже, что скоро показывать будет нечего и негде — астраханцы, городские и областные власти не поддерживают музей, не хотят увековечить для потомков богатейшее наследие семейства Хлебниковых, сохранить то, что по крупицам собиралось со всего света.
Одной из важнейших проблем для музея является отселение жильцов 13 квартир, расположенных на третьем этаже. Не первый год городская администрация собирается переселить «соседей», но пока все ее действия остаются лишь на уровне обещаний.
Дом, в котором располагается музей, действительно хлебниковский. Он был построен в 1909 году. В то время это был Доходный дом Полякова. После заселения семья Хлебниковых занимала в нем левую часть первого этажа. Фасад здания и его конструкция были иными: дом был двухэтажным, отделанным декором. Прочная крыша здания послужила предпосылкой советским властям к надстройке третьего этажа, где и в наши дни располагается 7 коммунальных квартир. Вообще же в доме, первый этаж которого и составляет музей Хлебникова, 13 квартир.
Вредоносные жильцы
Отселение жильцов этой пресловутой чертовой дюжины — одна из важнейших проблем для музея. Не первый год городская администрация обещает переселить «соседей», поначалу освобождение жилых площадей дома под музейные планировалось еще до официального открытия и дома-музея Велимира Хлебникова — в 1993 году. В переписке последних лет между директором музея и властями наметилась тенденция отказов и многочисленных переадресаций. Между тем жильцы продолжают заливать музей, в экспозиционных залах и подсобных помещениях протекает и гниет потолок, некоторые комнаты по заключению жилищной инспекции имеют статус аварийных. Кладовое помещение музея, где потолок держится на одной единственной балке и вот-вот рухнет, обесточено: если бы сырость подобралась к электропроводке — замыкание было бы обеспечено. В заключениях многочисленных комиссий, осматривающих дом-музей, полно противоречий. Так, например, служебный туалет музея официально закрыт, сотрудники вынуждены пользоваться им несанкционированно, рискуя своим здоровьем и жизнью. «Компетентные» по вопросам капитального ремонта люди составили акт о необходимости реконструировать потолок, полностью менять обшивку, между тем вода из проржавевшей трубы хлестать не перестала. После замены отрезка трубы потопы прекратились, однако к тому времени ущерб, нанесенный нерадивыми жильцами второго этажа, был колоссальным: потолок прогнулся, осыпалась штукатурка, краска на стенах вздулась.
Губит музей вода
Подсобными помещениями музейные сотрудники готовы пожертвовать, но как быть с редчайшими экспонатами? По стенам экспозиционных залов ползут угрожающие трещины, уровень влажности воздуха в помещениях музея в любое время года превышает допустимые нормы. А ведь в залах антикварная мебель, полотна художницы, сестры Велимира Хлебникова — Веры Хлебниковой, ее мужа Петра Митурича и сына Мая Митурича-Хлебникова. В зале с работами последнего — на так называемой «веранде» — во время дождя протекает потолок, и сотрудники вынуждены перевешивать или снимать акварельные работы художника. Невероятную ценность представляет и фамильная библиотека Хлебниковых, собираемая отцом семейства Владимиром Хлебниковым, открывшим, в нашем крае первый российский заповедник. В его коллекции старейшие научные книги по орнитологии, лесоводству, истории, математике, астрономии, географии, ботанике, другим наукам, научные и художественные издания на латинском, французском, итальянском, немецком и английском языках. Любому ясно, что в сырости книги начинают покрываться плесневым грибком, разваливается переплет, желтеет бумага.
Парадокс хорошей жизни
Удивляет тот факт, что на конец 2003 — начало 2004 года комиссия оценила внутренний косметический ремонт, требуемый музею и не производящийся здесь с 1995 года, в 300 тысяч рублей. Неужели в городе, занимающем одно из первых мест в России по строительству и благоустройству, где ежемесячно десятки граждан покупают новые квартиры, стоимость каждой из которых от 1 миллиона и выше, не найдется каких-то 300 тысяч рублей, способных чудодейственным образом продлить музею жизнь?
Не только залы и фасад музея нуждаются в ремонте. При таких условиях хранения многим экспонатам понадобилась реставрация. Среди них масляные полотна Веры Хлебниковой, альбом фотографий Хлебниковых, фамильная библиотека, где собраны одни из первых сборников стихов Велимира Хлебникова с автографами автора, альбом старинных открыток. Еще немного и наши потомки не смогут увидеть всего этого и вряд ли скажут за это «Спасибо».
У музея нет собственного фонда-хранилища. Многие ценности сложены прямо в залах и завуалированы. Книги о Хлебникове с его произведениями, изданные на многих языках мира, ютятся на узких полках маленькой комнатки. Музей располагает также антикварными газетами, не выставляемыми еще ни разу в виду нехватки площадей. Среди подарков музею ценнейших с археологической и культурно-исторической точек зрения глиняный кувшин, найденный при раскопках под Астраханью, которому насчитывается около 700 лет.
Все это и многое другое прекрасно разместилось бы в новых выставочных залах музея, высвобожденных от жильцов дома. Однако в этой борьбе за квадратные метры в центре города равнодушие, лень и бесхозяйственность властей до сих пор встают на сторону жильцов: так проще… (Наталья Некрасова, "АиФ" - Астрахань", 04.08.2004)