Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - начала XX вв. приглашает Вас на персональную выставку, приуроченную к 40-летию творческой деятельности Виктора Шевченко "Метаморфозы" (стекло).
Виктор Яковлевич Шевченко - Член СХ СССР с 1964 г. Заслуженный художник РСФСР. Первая премия на Квадриеннале прикладного искусства социалистических стран в Эрфурте. Диплом АХ СССР. Участник многочисленных международных выставок в Монреале, Лондоне, Бухаресте, Берлине, Праге, Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах мира.
Закончил художественное училище в родном Ворошиловграде и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. Работал на крупнейших стекольных предприятиях страны - Дятьковском хрустальном заводе под Брянском и стеклозаводе "Красный май" (Вышний Волочек), где был главным художником. Создал ряд работ для общественных зданий, лучшие из которых - композиции для гостиницы "Националь" и нового здания МХАТ.
Открывающаяся выставка представляет 40-летний творческий путь одного из ведущих мастеров отечественного стекла. Это еще одно звено в цепи культурных акций Елагиноостровского дворца-музея, желающего сохранить Санкт-Петербург как стекольный центр России, каким наш город считался почти на всем протяжении своей истории.
Стекло - древнейший материал, который сопровождает человечество уже более пяти тысяч лет - именно столько идет творческое освоение человеком этого материала. Кажется, что оно такое же вечное, как сама природа.
За это время выработаны огромная вариативность способов обработки, богатейшая цветовая гамма, создано бесконечное количество произведений. Однако и по сей день кажется, что оно хранит нераскрытую тайну, новые образы, неожиданные открытия.
Именно это, наверное, притягивает все новых художников к этому материалу, покоряя на всю жизнь. Один из тех, кто посвятил свою жизнь восхищению бесконечной красотой стекла и творческим мукам его освоения - Виктор Яковлевич Шевченко.
В основе его авторской манеры - постоянный поиск. Его творчество отличает удивительная современность и новаторство, отсутствие каких-либо реминисценций в формах и декоре. В работах художника остро и точно выразились духовные искания в культуре и искусстве своего времени.
Его имя связывают с новыми технологическими разработками, прежде всего, с созданием нового образа сульфид-цинкового стекла., изобретенного на Ленинградском заводе Художественного стекла в 1957 году. В 1963 году им была разработана рецептура шамотных красок. Стекло используется художником таким образом, что в одном произведении суммируется гамма впечатлений, предстает вся история понимания декоративных возможностей стекла.
Профессиональный диапазон Виктора Шевченко очень широк. Его интересуют все виды и жанры художественного стекла: и производство (стекольный завод с его тысячными тиражами), и небольшие ансамбля предметов для жилого интерьера (выпускаемые на заводе вручную), и уникальные декоративные композиции из цветного стекла. И в каждом из направлений художнику удалось сказать новое слово.
Виктор Шевченко словно раскрывает первозданную стихию материала. Его таланту свойственны живописная яркость и скульптурная выразительность. Шевченко, как никто другой, умеет создать декоративный предмет, способный одухотворить пространство; предмет, обладающий красотой и значительностью, вызывающий богатые и различные по своему характеру ассоциации. Его стеклянные предметы не "изображают" явления, они как бы обладают метафорическими свойствами. Нисколько не изображая лунный свет, цветение или зимний пейзаж художник создает их убедительный образ. Взять хотя бы вазы "Морские": они не уподоблены в своей фактуре ракушкам или гальке берега - во всей их форме заключен отзвук вечного движения, этой вечно лижущей берег волны, а в цвете - и волна, и изменчивое небо. Фактура и цветовое движение организованы в том мерном и успокоительном чередовании, которое таится в рокоте волн, в их бесконечном беге…