С 12 ноября по 15 декабря 2004 года Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет выставку фотографа Андрея Щукина TABOO[N].
Обращение к теме табу в мире современной культуры может показаться неискушенному взгляду несколько несвоевременным. Но в том-то и дело, что сегодня неискушенность взгляда - такое же редкое явление, как и табуирование: по всей видимости, ни запретных тем, ни наивных зрителей у искусства уже не осталось. И поэтому каждый, кто встретит в выставочном зале что-нибудь вроде запрещающего дорожного "кирпича", мысленно улыбнется, нисколько не сомневаясь в том, что однозначный и прямой по смыслу знак таит в себе некую противоположную смысловую изнанку, составляющую весь фокус картинки. Остается только расшифровать игру смыслов, но в этом-то и заключается основная трудность.
Что же такое TABOO[N]? В дословной трактовке - это "Табу №", просто название работы. В плане символическом - это порядковое число одного из табу в системе запретов. Само введение нумерации все эти запреты обезличило, поставило в один ряд неких однородных предметов, умаленных в значении до некоего абстрактного значка.
TABOO[N] - это игра на тему одного из давно отброшенных культурных запретов: обнаженное женское тело. И вот - черные прямоугольные щитки, загораживающие сакраментальные зоны наготы, в следующем кадре превращаются в узкие окошки, обрамляющие самое запретное, чтобы в следующей фотографии переместиться на лицо, как бы уравнивая его в неприкосновенности с теми частями тела, на которые наложено вето. Прямой отсылкой к супрематизму, высмеявшему всякое изображение телесного, выглядит кадр с черным квадратным щитом - и здесь, как ответная ирония в адрес беспредметного, воспринимается нарочито "недопрятанная" за квадратом фигура.
ENDEMIKI
Формы, представляющие собой синтез, сплав женского тела с чертами неких полуфантастических существ: насекомых, рептилий, амфибий… Трансформация как будто еще не закончена, неизвестно, во что превратится в следующий миг слегка оплавленная, еще не застывшая, влажно мерцающая форма. Это - состояние эмбриона за миг до появления души.
Андрей Щукин родился в Минске в 1964 году. Уже в школе фотография стала одним из его многочисленных увлечений. В это время Андрей активно посещает фотографические кружки при газетах "Вечерний Минск" и "Знамя юности", а также фотоклуб "Минск", где перенимает опыт мэтров Белорусской фотографии. После окончания школы А.Щукин поступает в Белорусский Политехнический институт. В студенческие годы он оканчивает, параллельно с основной учебой, факультет Общественных профессий при Политехническом институте по специальности "Фотограф-журналист". С 1988 года Щукин начинает профессионально заниматься фотографией. Два основных направления его деятельности - это рекламная и художественная фотография. С 2000 года над творческими проектами работает совместно с Денисом Недельским.