Уникальный подарок сделала компания "Бритиш Американ Тобакко" Государственному Русскому музею. Теперь в коллекции ГРМ появится еще одна картина кисти мастера академического направления середины XIX века Ф.А.Моллера "Штурм Пугачевым Казани".
Федор Антонович Моллер - исторический живописец и портретист (1812 - 1875), сын морского министра адмирала Ант. Вас. фон-Моллера. Став офицером российской армии, он посещал классы Академии Художеств. После приезда в Петербург К.Брюллова Моллер стал пользоваться его покровительством и вышел в отставку. За картину, изображавшую семейство его отца, получил от Академии Большую золотую медаль. В собрании ГРМ имеются портреты, жанровые произведения и работы на евангельские сюжеты ("Иоанн Богослов на о.Патмосе", "Несение креста", "Поцелуй" и др. работы Моллера).
Картина "Штурм Пугачевым Казани" (58,3 х 71,4) датируется 1847 годом. Вероятно, для того чтобы лучше ознакомиться с событиями, происходившими в Казани в 1773 году, Моллер обратился к "Истории Пугачевского бунта" А.С.Пушкина. Композиция произведения почти дословно повторяет описание Пушкина: "Город стал добычей мятежников. Они бросились грабить дома и купеческие лавки, вбегали в церкви и монастыри... настала буря. Огненное море разлилось по всему городу... В сию минуту часть одной стены с громом обрушилась и подавила несколько человек..." На переднем плане можно узнать генерал-майора Мефодия Никитича Кудрявцева, священника Вениамина и обитателей Казанского девичьего монастыря.
На выбор драматического исторического сюжета оказало влияние творчество учителя Моллера, К.П.Брюллова. Композиция исполнена с большой эмоциональной выразительностью, контрастное колористическое решение подчеркивает драматизм сюжета. Искаженные сильными эмоциями лица персонажей, их динамичные, подчеркнуто экспрессивные позы, свидетельствуют о том, что автор разделял творческие установки художников позднего романтизма.
Картины на темы из отечественной истории, исполненные такими значительными мастерами, как Ф.А.Моллер, чрезвычайно редки. Приобретение для Государственного Русского музея одной из них является редкой удачей и весьма ценным дополнением коллекции живописи XIX века.