30 ноября 2004 года галерея "Дом Нащокина" открывает выставку к 140-летию со дня рождения выдающегося русского художника, представителя Серебряного века, Валентина Серова (1865-1911).
В экспозицию войдут более 60 живописных и графических работ из собрания музеев России, ГТГ, МЛК и частных коллекций. Выставку представят более 12 известных российских музеев и частные собрания. В их числе Пермская государственная художественная галерея, Таганрогский художественный музей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Кировский областной художественный музей им. А.М. и В.М.Васнецовых, Ульяновский областной художественный музей, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Самарский областной художественный музей, Тульский музей изобразительных искусств, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Тверская областная картинная галерея. Настоящее открытие выставки - живописные и графические работы из собрания провинциальных российских музеев, которые будут экспонироваться впервые. В залах галереи также разместятся воспоминания, письма и другие материалы, связанные с жизнью художника и рассказывающие о творческих исканиях конца ХIХ-начала ХХ веков.
Современник К.Коровина, М.Врубеля, И.Левитана, А. и М.Васнецовых, - Валентин Серов был одной из самых авторитетных фигур в художественной среде своего времени. Член Академии художеств, педагог Училища живописи, ваяния и зодчества (в числе его учеников - К.Юон, П.Кузнецов, К.Петров-Водкин), член попечительского совета Третьяковской галереи, участник множества выставок, он постоянно находился в самом центре художественной жизни, ее течений. Историк искусства и художник Александр Бенуа писал, что Серов "отразил в своем творчестве всю русскую действительность и ее историю". Принимая участие в противоположных по идейно-эстетическим взглядам объединениях (Товарищество передвижных выставок и "Мир искусства"), Серов при этом всегда оставался удивительно цельным и последовательным художником, его искусство оставалось свободным от каких бы то ни было заданных целей и априорных заключений. Возвышение вечных ценностей искусства, тончайший психологизм и одухотворенность составили важнейшую и совершеннейшую стихию его творчества, его образности, и принесли художнику мировую известность.
В детские и юношеские годы Валентин Серов учился у И.Е.Репина (в Париже и Москве), затем в Академии художеств у П.Чистякова. В середине 1880-х годов В.Серов отправляется в путешествие по Европе. Большой интерес у него вызывают мастера 16 века, Ренессанса. Он написал своей невесте из Венеции, опьяненный "откровениями" этого города, - "Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное". Намерение Серова писать "только отрадное" означало не что иное как соединение "распавшейся связи времен" и желание руководствоваться только соображениями художественного порядка - качества, совершенства, красоты.
В конце 1880-х годов В.Серов становится участником Абрамцевского кружка. Поэтическая атмосфера Абрамцево и стремление его завсегдатаев, как писал Виктор Васнецов, передать красоту "нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру" оказала большое влияние на начинающего художника. Здесь, а так же в среднерусском Домотканово, В.Серов создает свои немногочисленные пейзажи, уже давно причисленные к лучшим его работам. В этот период художник так же обращается к психологическому портрету.
Вскоре картина двадцатитрехлетнего В.Серова "Девочка с персиками" (1887) получает премию Московского общества любителей художеств, другие его работы приобретают меценаты и ценители искусства (С.И.Мамонтов, П.ИТретьяков).
Двоюродная сестра художника, Н.Симонович вспоминала: "Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок…" Уже в ранних работах, ставших классикой русской культуры, художник как бы вступает в диалог с собой. Создавая совершенные образцы живописи, на тонкой грани реализма и импрессионизма, игрой цветовых пятен и пластикой линий, он совершает шаг в сторону постимпрессионизма с его любовью к длительным состояниям человека и природы. В.Серов писал - "Меня ужасно интересует нечто, глубоко запрятанное в человеке". Он работал с моделью по 30-40 сеансов и, когда казалось, что портрет завершен, начинал искать главное, что ускользнуло от него: ему "нужно было сделать ошибку", нарушающую гармонию образа, но раскрывающую неповторимую индивидуальную характерность.
С начала 1890-х годов постоянными моделями художника становятся актеры, писатели, художники.
Еще о выставке см. http://www.museum.ru/n20208