10 декабря в 17.00 в постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея открывается выставка "Прекрасный оазис", посвященная 120-летию со дня рождения З.Е.Серебряковой (1884-1967).
Выставка посвящена 120-летию со дня рождения З.Е.Серебряковой, занявшей достойное место в плеяде русских художников "Серебряного века". Название выставки подсказало определение крупнейшего современного искусствоведа Д.В. Сарабьянова, сравнившего творчество Серебряковой с "прекрасным, но изолированным оазисом" в русском искусстве начала ХХ века.
Художница принадлежала к младшему поколению членов объединения "Мир искусства", в творчестве которых преобладали черты одного из ведущих на рубеже XIX и XX века стиля модерн. По ряду формальных признаков к модерну относят и многие произведения Серебряковой. Используя приемы современного ей художественного языка и опираясь на классические традиции - итальянского Возрождения, русского классицизма, - она создает образы полные изысканной красоты, гармонии и покоя. Но через благородную сдержанность формы у Серебряковой всегда проступает та радостная лирическая интонация, которая и придает неповторимое очарование ее таланту. Мировосприятию художницы были чужды мотивы надрыва, бегства от действительности, мрачные пророчества, столь частые и в изобразительном искусстве, и в литературе той кризисной эпохи. Чувство восхищения окружающим миром и человеком не изменяет ей ни в бедах гражданской войны, ни в одиночестве вынужденной эмиграции.
Экспонируемые на выставке произведения из собраний Новосибирского государственного художественного музея (21 произведение), Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств, Томского областного художественного музея исполнены Серебряковой в разные периоды его творчества, в различных жанрах и техниках. Они дают яркое представление о своеобразии художественного почерка мастера.
Особенное место в творчестве Серебряковой занимает Нескучное, имение отца под Харьковом, где она родилась, провела многие счастливые годы жизни. Здесь художница часто обращалась к пейзажу, выбирая знакомые непритязательные мотивы. Ее камерные этюды "Загон", "Балкон большого дома в Нескучном" пленяют свежестью тона, непосредственностью восприятия. Более обобщенный образ родной природы возникает в написанных широким свободным мазком листе "Поля" и "Пейзаже с рекой" из Алтайского музея.
Проникновенным лиризмом, вдумчивым отношением к модели отмечены портреты крестьян, родных и знакомых ("Крестьянка", "Портрет Б.А. Серебрякова", "Девушка в синем"). Среди работ этого жанра - два автопортрета: искрящийся озорством, женским лукавством "Автопортрет в шарфе" и серьезный, полный сосредоточенности рисунок 1913 года.
Значительное место в наследии Серебряковой занимают два ее монументальных полотна "Жатва" и "Беление холста", замыслы которых также родились в Нескучном. В Новосибирске хранятся несколько подготовительных работ к этим картинам, где уже заметно стремление автора придать обыденным сельским сценам эпические черты.
Свойственная Серебряковой возвышенно-поэтическая трактовка бытовых мотивов и образов заметна и в известной картине "На террасе в Харькове", где мать и дети художницы представлены за повседневными занятиями. Не лишенная некоторой динамики, но в целом уравновешенная композиция, согласие открытых чистых цветов, гибкие певучие линии создают светлый гармоничный строй произведения. Исключительно выразительна фигурка Таты на первом плане, одухотворенный образ которой стал символом весны и надежды.
Настоящим гимном молодости, жизни, красоте стала серия работ художницы 1920-х годов, посвященная балету. Картина "Балерины в уборной" наполнена праздничным ожиданием чуда спектакля. Юные лица балерин, движения их рук, ног, мелькание воздушных пачек, игра света и тени, легкие краски - все это сливается в единую живописную феерию. Доминантой композиции является фигура сидящей перед зеркалом балерины в трико. Обведенное энергичной линией тело, поражающее сочетанием грации и силы - одна из вариаций на излюбленную Серебряковой тему. Она постоянно обращалась к обнаженной натуре. В экспозиции - рисунок к картине "Диана и Актеон" 1916 года и два этюда парижского периода. "Ню" Серебряковой всегда по-земному привлекательны, но одновременно возвышенны в своей чистоте.
Из произведений зарубежного периода, представленных на выставке, наибольшего внимания заслуживают пастели, исполненные во время поездок в Марокко. Их отличает крепость рисунка, великолепная лепка объемов, декоративность цвета. В своих портретах художница сумела, по выражению А.Н. Бенуа, передать "самую душу Востока", увидеть скрытый за внешней экзотикой богатый внутренний мир африканцев ("Солдат-сенегалец", "Глядящая вдаль", "Отдыхающий араб с верблюдами").
Несмотря на кажущуюся простоту, произведения Серебряковой со свойственным им гуманистическим пафосом и совершенством формы, стоят в одном ряду с высочайшими явлениями искусства.
Куратор выставки старший научный сотрудник О.А. Черепенина.