Галерея "Дом Нащокина" открыла выставку Валентина Серова. Главное на выставке - это произведения художника. Работы сформированы в группы. В первом зале зрителя встречают семейные фотографии и небольшие карандашные рисунки. Если быть честными - маленькие листочки из записной книжки, которая всегда была в руках у Валентина Александровича. Интерес посетителя составят карандашные зарисовки зверей. Это цикл работ к басням Крылова. Серов зарисовывал настоящих, а не сказочных животных, без кукольных кафтанчиков и манишек. Басня - витиеватость слов и иносказательность сюжета решается в аскетичном варианте, только необходимый росчерк линий, никаких дополнительных говорящих атрибутов.
Во втором зале - портреты, знакомые по книгам и изданиям о художнике изображения жены и детей. Серов мастер детского портрета. Он пишет детей в привычной домашней обстановке, без парадного костюма, специального позирования. Дети в детской среде обитания. В работах чувствуется привычный сероватый колорит. Детский портрет в серой гамме - не слишком ли грустно? Отнюдь. Представьте себе, серый цвет в исполнении Серова может быть уютным, домашним, уместным - вот мастерство! Там где другой художник ищет многоцветие красок "золотого детства" - Серов создает уютный детский мирок, без дорогих атрибутов. Общеизвестно, что ребенок не понимает, цены собственных игрушек. Он может лишь окинуть взглядом дорогую вещь и целый день играть с палкой, которую поднял на улице. В своих работах Серов показывает, что главное - это ребенок, его душевное равновесие, ценность дела, которым он занят. Малыш с книгой - счастье для матери.
О Серове много сказано, как мастере заказного портрета. Эта тема лишь обозначена на выставке. Работа, которую хотелось бы отметить "Портрет Мамонтова". Портрет сложно назвать парадным. Герой не смотрит на зрителя, он занят. Портрет делового человека за делами. И опять в портрете мастера ничего лишнего, только основное: наклоненная голова, сосредоточенность в лице, основательный корпус, ни парадного туалета, ни модного дивана - главное человек, остальное временное.
Следующий зал удивит зрителя, там выставлена графика на тему обнаженной модели. Известны монументальные произведения Серова на эту тему, а удел графики - фонды. Выставка в галерее отличный повод покинуть стены запасников и быть показанными зрителям. И в этом жанре у мастера свое решение: обнаженное тело без смакования пикантности темы, без утонченной рафинированности и стилизации, только точные линии и женственность в силуэте.
Небольшую передышку зрителю дают несколько работ пейзажного жанра. Серов был удивительно неприхотлив, несмотря на то, что его привлекала экзотика Востока, все же истинный отдых и душевное равновесие он находил в среднерусской полосе. Пейзажи художника не хвастаются природой, а передают некую уместность всего происходящего. Сероватая пыль дороги, общая масса листвы - здесь будто бы и сюжета нет, нет изюминки, но есть зерно и суть природы. Пейзаж Серова - место уединения, земля, корни, основа. Все очень простые понятия, без манифеста, здесь нет чего-то с заглавной буквы. Оп пишет все то, без чего не может обойтись русский человек, и не имеет значения - городской житель или селянин.
В последнем зале, завершающим аккордом снова звучит тема обнаженной модели, но на этот раз в живописи. Эти работы знакомы профессионалам по репродукциям в специальной литературе. Порою кажется, что прочитав иллюстрированный альбом о жизни и творчестве художника, читатель все узнал и посмотрел. Но, находясь непосредственно перед картиной, понимаешь, что произведение в своей плоти обладает еще каким-то особым ошеломительным воздействием на зрителя.
Выставка доставит удовольствие всем кто готов удивляться, переживать, кто готов к душевному отклику. Выставка собрана из разных коллекций, некоторые работы вызывают вопросы. Зритель, который чувствует автора, по каким-то энергетическим нитям сможет получить удовольствие от произведений Валентина Серова (Надежда Трегуб).