15 декабря Семену Георгиевичу Ивенскому исполняется 80 лет.
Дирекция и научный коллектив Ярославского Художественного музея поздравляет талантливого ученого-исследователя, коллекционера и пропагандиста.
Вся его творческая биография - это самозабвенное служение искусству.
Его перу принадлежат лучшие фундаментальные труды по истории русского и советского книжного знака.
Поиск и путь Семена Георгиевича Ивенского сегодня - достояние русской культуры.
Дай Бог этому талантливому человеку крепкого здоровья, удач и новых творческих свершений!
В 1992 г. в Ярославском художественном музее экспонировалась выставка "900 экслибрисов из собрания С.Г.Ивенского". На ней были показаны личные знаки известного ученого, коллекционера экслибриса Семена Георгиевича Ивенского. Представленные произведения создавались для него многими советскими и иностранными художниками. Выставка прошла по всем правилам музейного экспонирования: с хорошей афишей, каталогом, рекламой, имела успех. Работы с выставки были подарены Ивенским и вошли в собрание ЯХМ. Этот период стал началом нашего творческого сотрудничества.
15 декабря 2004 года С.Г.Ивенскому исполняется 80 лет. Мы от души поздравляем юбиляра, желаем ему долгие лета, любителей искусства книжного знака просим поклониться вместе с нами тому, чей поиск и путь является достоянием русской культуры.
Жизнь Ивенского была не простой: репрессированные родители, голодное детство, тяжелый физический труд военного времени. Страстное желание заниматься искусством помогало преодолевать многие невзгоды. Но судьба щедро одаривала его талантливыми людьми. На долгие годы искусствовед А.М. Эфрос, художник-пейзажист Н.М.Ромадин становятся его добрыми друзьями и наставниками.
С 1947 по 1953 годы Ивенский учится в Академии художеств в Ленинграде на искусствоведческом факультете. С 1953 по1973 занимает пост директора Вологодской картинной галереи, формирует музейную коллекцию, ищет свой путь в серьезном и ответственном деле.
Хорошее академическое образование, независимость суждений, способность улавливать веяния времени и добиваться результатов, были отличительными качествами Ивенского. Он - один из первых провинциальных директоров, устанавливает контакты с художниками восточной Германии. Появление графика Вермера Клемке на гостеприимной вологодской земле, было толчком к дальнейшим творческим обменам и связям С. Ивенского.
В Вологде рядом с ним бурно вырастала молодая талантливая плеяда графиков и граверов. С его подачи супруги Бурмагины, В.Сергеев, А.Наговицын начинают заниматься экслибрисом, становятся мастерами малой формы. Известные художники Владимир Кортович, Денис Реутов тоже, можно сказать, с благословения Ивенского обратились к искусству книжного знака и получили признание и награды на европейских форумах.
Удачно воспользовавшись периодом экслибрисного бума знаменитых 60-х, он не только собрал большую коллекцию европейского, русского и советского экслибриса, но и сумел глубоко осознать эту культуру, понять ее суть, способствовать ее развитию.
Ивенский - автор признанных во всем мире трудов: "Мастера русского экслибриса" Л. 1973, "Книжный знак" М.1980. Его исследования не имеют себе равных ни только по объему информации, но и по серьезности проблем, которые ставит ученый, кандидат искусствоведения С.Г.Ивенский, который заставил увидеть мир экслибриса новыми глазами.
В первой большой работе автор внимательно рассматривает историю русского экслибриса ХХ века, анализирует сложившиеся в начале века художественные стили и направления, повлиявшие на формирование книжной графики; подробно останавливается на особенностях творческой деятельности художников книги и экслибриса. С присущей автору увлеченностью, ведется заинтересованный разговор о том, что такое экслибрис, критикуется экслибрис узко-прикладного характера.
Во второй книге - "Книжный знак. История теория, практика художественного развития"-Ивенский изучает специфику современного экслибриса, его способность самостоятельно развиваться на равных правах с другими видами графики. Автор указывает на отсутствие искусствоведческого анализа, серьезного подхода к теории и практике книжного знака, что невольно рождает массу противоречий. Сам Ивенский относит себя к группе исследователей, для кого личность книголюба на первом плане. Эти принципы Ивенский отстаивает в книгах, статьях и в выставочной деятельности. Книжные знаки посвященные ему, отражают близкую ему систему взглядов.
Сегодня мы выбираем искусство, которое нас развлекает. Знакомьтесь с Ивенским в экслибрисе! Языком графической метафоры создан образ страстного, увлеченного экслибрисиста, книголюба, коллекционера, пропагандиста, музейщика, общественного деятеля и просто талантливого человека, отдавшего свою жизнь служению искусству. (Хранитель экслибриса ЯХМ Жаркова Н.В.)