8 января в17.00 Арт-Центр "Пушкинская-10" и Музей Нонконформистского искусства приглашают посетить вернисаж выставки к 100-летию художника-космиста Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993гг.) "Свет несказанный" (пастель) в Галерее "Кино-ФОТ-703".
Б.А.Смирнов-Русецкий - фигура удивительная российского художественного мира. Он родился в 1905 году в Петербурге, где прожил до 1917 года, когда его семья пе-реехала в Москву.
В Молодости Борис Алексеевич увлекался творчеством В.В.Кандинского, даже состоял с ним в переписке.
Учеба у В.В.Кандинского многое дала Б.А.Смирнову-Русецкому как художнику-пейзажисту в развитии чувства абстрактной формы. Он по-новому взглянул на природу.
В 1926 году Б.А.Смирнов-Русецкий из рук Н.К.Рериха, посетившего Москву на пу-ти в Центральную Азию, получил две книги - "Зов" и "Озарение". Они во многом опре-делили его дальнейшее творчество. Сам Н.К.Рерих, "благословил" и повлиял на ста-новление группы молодых художников-космистов "Амаравелла", которая начала склады-ваться в 1923 года и уже громко заявила о себе в 1929 г.
Группа художников двадцатых годов прошлого века "Амаравелла", именуемых также "Космистами"свое название интерпретировала по-разному: как перевод с санск-рита словосочетаний "несущий свет", "творческая энергия", "ростки бессмертия" "оби-тель бессмертных", "берег бессмертия"
"Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие раз-личных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абст-рактных образов внутреннего мира. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение. По-этому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анали-за, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания" (из Манифеста группы "Амаравелла")
В начале тридцатых художники-космисты были подвергнуты политическим ре-прессиям, а память об этом явлении в отечественном искусстве - фактически предана заб-вению. Сейчас, благодаря многолетним настойчивым усилиям таких подвижников, как Б.Смирнов-Русецкий, Юрий Линник, Евгений Орлов и др., "Амаравелла" возвращается в актуальный искусствоведческий контекст.
Возрождение движения космистов связано, прежде всего, с деятельностью самого
Бориса Смирнова-Русецкого (1905 - 1993), который не сломленный почти пятнадцатью года-ми лагерей и ссылок, продолжил активные занятия искусством и вел неформальную педаго-гическую деятельность. В начале 1990-х вокруг него сформировался круг художников-космистов разных поколений и начал выступать с программными выставками. Так же, как в 1926 году Рерих инициировал "Амаравеллу", Смирнов-Русецкий - в свое время самый моло-дой из "Космистов"- перед смертью благословил проведение дальнейших выставок
История современного искусства России в последние годы еще только начинает по-настоящему изучаться. Но эти исследования, извлекающие из небытия новые имена, факты и выстраивающие истинные иерархии, заставляют по-новому взглянуть на историю всей рус-ской культуры, на те направления в русском изобразительном искусстве начала ХХ века, ко-торые остались на периферии внимания искусствоведов, не попали в учебники, оказались за-бытыми и маргинальными, но предложили свой уникальный подход к искусству.
Выставка "Свет несказанный" продлится до 30 января.