В художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске (филиал Радищевского музея) хранятся две фотографии, переданные дочерью художника - Е.К.Дунаевой, свидетельствующие о поездке К.С.Петрова-Водкина с семьёй в Коктебель к М.А.Волошину в 1927 году (конец августа - сентябрь).
Но сближение Петрова-Водкина и Волошина началось гораздо раньше, их знакомство, по всей вероятности, происходит в Париже в 1906 году в "Обществе русских художников", которое было создано на Монпарнасе по инициативе Е.С.Кругликовой и М.А.Волошина. Именно в год создания этого общества К.С.Петров-Водкин появляется в Париже и снимает мастерскую на Монпарнасе. В дальнейшем М.А.Волошин и К.С.Петров-Водкин встречались на выставках в Петербурге, в редакции журнала "Аполлон", у общих знакомых в Париже и Петербурге.
В 1916 году начинается новое их сближение. К.С.Петров-Водкин хотел отдохнуть в Коктебеле у Волошина летом этого года. Сохранилось ответное письмо поэта К.С.Петрову-Водкину из Коктебеля, датированное 24 июня 1916 года, в котором он пишет: "Конечно, да, дорогой Кузьма Сергеевич! ... Будьте добры - справьтесь сами сейчас же по телефону у Бенуа. Едут они или нет? Тогда отдам Вам, задержанную для них комнату - это будет твёрдо, но мне важно выяснить заранее. Но приезжайте во всяком случае… По приезде в Феодосию - не забудьте навестить Константина Фёдоровича Богаевского. Он Вам очень обрадуется". Поездка не состоялась, возможно, по причине болезни отца К.С.Петрова-Водкина. Художник провёл лето и осень в Хвалынске (21 октября отец умирает).
Спустя 10 лет, в 1927 году К.С.Петров-Водкин, наконец, стал участником "свободного дружеского сожития, где каждый, кто придётся "ко двору", становится полноправным членом" (из Устава волошинского дома). Пейзаж Восточного Крыма - Киммерии - лесистые нагорья, "холмов однообразный строй", "широта степных равнин и мреющие дали", величественность и космичность, дыхание Времени, отпечатавшееся в ландшафтах,- все эти приметы " страны синих гор" (Коктебеля) напоминали К.С.Петрову-Водкину пейзажи его родины - Хвалынска.
Позже, когда у К.С.Петрова-Водкина в 1929 году начинается обострение болезни и он, предпринимая ряд попыток интенсивного лечения, едет в Суук-Су - курорт на южном берегу Крыма близь Гурзуфа, описывая жене местность, сравнивает её с Коктебелем. И это сравнение не в пользу Суук-Су: "…так всё здесь сжато, удушливо… красота пейзажа на вкус провинциальных кумушек. Нет пространства и дикой природы, как, например, у Макса…".
К.С.Петров-Водкин много путешествовал, как и М.А.Волошин, по миру. Его привлекали пейзажи, отражающие возраст Земли, несущие печать природных катаклизмов. Он мог бы подписаться под словами М.А.Волошина: "…пейзаж, как лицо страны, может быть так же разнообразен,как человеческое лицо. Всё, что пережито землёй, всё отражено в пейзаже".
Одной из настольных книг К.С.Петрова-Водкина была книга "Поверхность земной коры". Вулканы, землетрясения, приливы и отливы океанов - всё это проявления жизни Земли, её дыхания, её движения. В Коктебеле в сентябре 1927 года К.С.Петров-Водкин впервые пережил землетрясение. Жена художника М.Ф.Петрова-Водкина в своих воспоминаниях пишет об этом событии: "…не прошло и двух недель, как … началось сильное землетрясение …Оно началось в три часа утра, Кузьма Сергеевич быстро завернул дочку в одеяло, взял её на руки, и мы выбежали во двор. Светила луна. Один за другим следовали мощные подземные толчки. Наши домики дрожали и качались во все стороны… Через несколько дней толчки стали менее сильными и менее частыми".
К.С.Петров-Водкин на колеблющейся под ногами земле, написал картину "Землетрясение в Крыму", где тревожное состояние персонажей переведено в пространственное построение - "это построение треугольника героев, конечно, не геометрического порядка", а двигательная траектория взгляда зрителя по картине, повторяющая изменение вида предметов и персонажей в зависимости от точки зрения на них художника, от его местоположения в пространстве "в котором я сам это делаю". Эту же пространственную задачу К.С.Петров-Водкин продолжит разрабатывать в картине "1919 год. Тревога", "где одно наблюдалось другим".
Там же в Коктебеле написан "Портрет М.А.Волошина". Буйноволосый, похожий на античного грека, хозяин - энергичный, остроумный, обаятельный - был душой гостеприимного крова, приютившего семью К.С.Петрова-Водкина. Именно таким поэт предстаёт на портрете:
"Я полуднем объятый,/ Точно крепким вином,/ Пахну солнцем и мятой,/ И звериным руном…".
Этот портрет - свидетель "тайны сближения" двух уникальных художников.
Волошинский дом в Коктебеле был в какой-то степени, по аналогии с "башней" Вячеслава Иванова, такой же "башней", где побывала вся духовная, интеллектуальная, поэтическая Россия. Свои "нагорные песни" у Понта Эвксинского "спел" и К.С.Петров-Водкин.