В зимние месяцы, когда уменьшается поток туристов, Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) наполняется детскими голосами. Сейчас в каждой квартире телевизор, и ребята привыкают к зрительной информации с двухлетнего возраста. Из жизни уходит, а может быть, и уже ушла, традиция семейного чтения, когда за столом под абажуром зимним вечером собиралась семья и начиналось чтение вслух. За окном подпевала вьюга, а в печи трещали дрова.
Сотрудники музея обратились к этой уходящей традиции: они решили прочитать со школьниками 5 класса школы №2 г. Хвалынска детскую повесть К.С.Петрова-Водкина "Аойя. Приключение Андрюши и Кати в воздухе, под землёй и на земле" и проиллюстрировать её. Ведь писалась она с 1911 по 1913 годы чаще всего у матери в Хвалынске, в доме, где сейчас расположен музей художника. Написанные главы повести он читал вслух своим двоюродным сестре и брату, Моте и Шуре.
В 1914 году повесть была издана с иллюстрациями автора в издательстве "Грядущий день". К.С.Петров-Водкин мечтал переиздать её в 1922 году, работал над текстом и иллюстрациями, но, к сожалению, этой мечте не суждено было сбыться.
Эта повесть о приключении двух друзей Андрюши и Кати, которые, благодаря своей любознательности, случайно попадают в корзину воздушного шара и порыв ветра уносит их от родной земли. Их путь полон опасностей, наконец, шар опускается на необитаемый остров, где они переживают извержение вулкана, попадают в подземные коридоры, встречаются со стариком Вулканом, юношей Ветром, девушкой Лавой, Подземным царём, попадают на другой остров Аойя, где живут "добрые, ласковые люди". В финале повести детей обнаруживает команда корабля, причалившего к острову, и дети возвращаются домой, а остров погибает во время извержения вулкана.
Сотрудники музея помогли школьникам проанализировать повесть, увидеть её многоплановость, последовательность в развитии сюжета.
После прочтения очередной главы, ребята иллюстрировали её, они создавали цикл работ на одну тему. Каждый маленький автор старался создавшийся в воображении образ зафиксировать на бумаге. Фантазия получила реальное, видимое воплощение. Получались разностильные иллюстрации, ведь каждый работает по-своему, в меру умения и одарённости.
Перед началом работы сотрудники и маленькие иллюстраторы продумывали, "утверждали" образы героев, чтобы на каждом рисунке они были узнаваемы. Выполняя задание, ребята учились не только воспринимать фабулу, но и старались разобраться в причинности явлений, пытались представить и нарисовать их в определённой последовательности, чтобы повесть в картинках была понятна всем.
Сколько радости было у ребят, когда они увидели свои иллюстрации, оформленные в паспарту и собранные вместе на выставке "Путешествуя с героями повести К.С.Петрова-Водкина "Аойя"", которую организовали сотрудники музея в школе. Получилась своеобразная "раскадровка" повести, где "кадр за кадром", как в кино рассказан сюжет.