НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Блокнот художника как жанр

c 10 февраля по 6 марта 2005Санкт-Петербург
10 февраля 2005 года в 18.00 Фонд "Русский альбом" и галерея "КвадраТ" приглашают на выставку "Блокнот художника как жанр", в которой принимают участие: В.Загоров, И.Говорков, П.Татарников, С.Даниэль.

"Черновики никогда не уничтожаются. В поэзии, в пластике и вообще в искусстве нет готовых вещей". Так писал Осип Мандельштам в "Разговоре о Данте". Сохранность черновика он трактовал как закон сохранения энергетики произведения.

Известно, что в первоначальных, очень быстро сделанных набросках какого-нибудь замысла художник нередко достигает большей выразительности, нежели в итоге многотрудной работы с материалом, будь то краска, смальта, дерево, камень и т. д. Теряя в деталях, он выигрывает в экспрессии целого. Не исключено, что такое положение вещей обусловлено малым размером изобразительной плоскости или объема. Иначе говоря, в этом случае художник в большей мере владеет пространством, охватывая его как целое в единый момент времени; координация глаза и руки достигается свободно, без того внешнего напряжения, какого требует протяженная во времени и пространстве работа над большим холстом или крупным объемом.

Существуют серьезные причины, побуждающие художника прибегать к своеобразной скорописи. Это стремление зафиксировать внезапно возникшую пластическую идею, удержать проблеск формообразующего инстинкта, это и своеобразная мнемотехника при наблюдении натуры.

В свое время Хогарт, бродя по лондонским улицам, делал мгновенные рисунки условными знаками на ногтях своей левой руки, чтобы затем "расшифровать" их в мастерской. Позднее Гете очень точно назвал подобные наброски "иероглифами" человеческих фигур. И действительно, по Хогарту, "движение - есть род языка", который, как полагал автор "Анализа красоты", со временем будут изучать "с помощью чего-либо вроде грамматических правил". Лоррен вел своеобразный учет своих живописных произведений, делая с них наброски по окончании работы; тем самым он хотел защитить себя от многочисленных подделок, а возможно, и запечатлеть картины, которые уходили к заказчикам. В результате возникла целая книга - так называемая Liber Veritatis ("Книга Истины"). Число примеров легко увеличить.

Многие из художников не ограничивались языком линий, прибегая к слову. Таков знаменитый "Дневник" Делакруа. Пример другого рода - рукописи Пушкина, испещренные беглыми рисунками. Эта перекличка языков, изобразительного и словесного, необыкновенно интересна с точки зрения психологии творчества. Наблюдения, изложенные словесно и сопровождаемые рисунками, могут сложиться в самостоятельное исследование; таковы трактаты Леонардо да Винчи.

Но основная причина, по которой альбомы, блокноты и записные книжки художников представляют особый интерес, - это то, о чем писал Мандельштам, "сохранение энергетики произведения". В искусстве завершенность любой вещи условна. "Можно, отставив в сторону картину, сказать, что больше к ней не притронешься, - говорил Пикассо. - Но никогда не можешь поставить слово конец".

Черновики художника позволяют увидеть метаморфозы образа, живое единство пространства и времени, в котором осуществляет себя творческая мысль. Едва ли не самым существенным условием здесь выступает нерасчлененность изображения, удержание в нем способности к трансформации, к переходу в иное состояние. Таково условие свободы, творимое художником для себя же самого.

Наброски и записи в блокнотах говорят не столько о том, чем станет замысленный образ, сколько о том, чем он мог бы стать. Это особенный жанр, в котором предпочтение отдается сослагательному наклонению, а чувство реальных возможностей уступает место чувству возможной реальности.

Выставка продлится до 6 марта 2005 года.

www.museum.ru/N20910
Ваше мнение »»

»»Галерея КвадраТ
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 28, бельэтаж
Проезд:Ст. м. "Горьковская"
Телефоны:8 (963) 315-69-37
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 05.02.2025  x    ?  


300 лет со дня смерти Петра Великого. День памяти императора в Петропавловском соборе

Вечер памяти Петра I в Музее-квартире А.А. Блока

Изображая воздух. Русский импрессионизм

Камерные выставки во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском

Ко Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина. Литературный вечер "Весёлое имя: Пушкин"

День памяти Ф.М. Достоевского

Выставка "Юрий Васнецов. К 125-летию художника" в Русском музее

К 80-летию подвига Михаила Девятаева

Выставка "Что се есть?... Петра Великого погребаем!" в Музее артиллерии

Между Ветхим и Новым. Памятники XVII-XVIII веков из Музея им. Андрея Рублева и Исторического музея

Выставка "Дом творчества Виктора Попкова"

Моновыставка «Грехопадение». Кто поправил Мартина де Воса?»

Выставка «Личная комната художника» в Музее-квартире И.И. Бродского

Реальность. Абстракция. Реальность. Александр Ситников. Ольга Булгакова. Наталья Ситникова

Выставка "Восток снова в моде" в Вологодском музее "Мир забытых вещей"

Вернисаж итоговой выставки I Всероссийского пленэра "Петербургские храмы" в Центре книги и графики

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Выставка «Ялта 1945: фундамент нового мироустройства»

Пулемет Максима. Начало большого пути. Коллекция ранних пулеметов Максима в собрании Музея артиллерии

Выставочный проект "Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и региона" в Музее Фаберже

Открытие фотодокументальной выставки «Коренной перелом» в Музее Г.К. Жукова

Александр Фёдорович Котс. Семейный альбом

47-я выставка «ЗооПалитра»

О Самуиле Лурье. Воспоминания и эссе: презентация книги

Художники края. Букет к юбилею. Живопись, графика, скульптура

Выставка «Русская борзая» в Дарвиновском музее

В поисках чудес: путешествие по России

Иван Несветайло. Пульсация памяти

Выставка «По моему мнению / Meo Voto» Дмитрия Тугаринова в Академии художеств

Формы и образы. Лаки

Выставка "Ленинград 1970-х" в Российской национальной библиотеке

Дмитрий Сироткин. Причал

Выставка «Донбасс – история и современность» в Новосибирске

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Тобольские косторезы. К 150-летию промысла

Выставка произведений Юрия Орлова в Российской академии художеств

Цикл концертов-лекций «Музыка и живопись» в Арсенале, Н. Новгород

Илья Комов. Солнечные сны

Выставка «Фотоклуб „Новатор“. ХХ век» в РОСФОТО


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru