28 февраля в 18.00 Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный Центр современного искусства приглашают н аоткрытие выставки современного искусства "Рефлексия".
Участники проекта: Юрий Альберт (Россия), Эммануэль Антиль (Швейцария), Инго Геркен (Германия), Вадим Захаров (Россия), Сюзанне Кюттер (Германия), Юрий Лейдерман (Россия), Павел Пепперштейн (Россия), Йенс Рейнерт (Германия), Сюзанна Янин (Польша) и другие.
Понятие "Рефлексии", восходящее к Дж.Локку, как "способности человека познавать свою умственную деятельность так, как мы познаем внешние предметы", как "направленности души на самое себя", как мышление о мышлении, традиционно воспринимается как свойство, присущее искусству со времен Аристотеля, который характеризовал искусство, как чувственное переживание и интеллектуальное обобщение опыта. Искусство новейшего времени, потерявшее свойственное художникам прошлого веру в божественную, исключительную миссию, способность изменить сознание и бытие, использует рефлексию как единственно возможный инструмент, в том числе и инструмент общения со зрителем. Выставка, рассматривающая понятие "рефлексии" в современном искусстве, могла бы послужить поводом к исследованию различных явлений и стать примером классификации - рефлексий по поводу… Однако, в процессе организации кураторы остановились на более узком понятии. В поле зрения оказались художники, искусство которых представляет обманчивый, иллюзорный мир, мир, подвергнутый искажению, псевдо-научным исследованиям и мистификациям. Мир рефлексии представлен как мир искреннего "заблуждения", сознательной "ошибки" художника. Зритель, блуждая по лабиринту "рефлексивных" упражнений, оказывается "обманут" и втянут в эту игру, ведущую к новой рефлексии - по поводу увиденного. Поэтому входом на выставку становится коридор из кривых зеркал Юрия Альберта, а выходом - бесконечно уменьшающаяся галерея Моники Сосновской. На выставке представлены инсталляции, фото- и видеопроекты художников из России, Германии, Польши, Португалии, Франции, Швейцарии. Фотографии и модели Йенса Рейнерта представляют собой муляжи реальности. Инго Геркен проводит фотографические опыты с переменой масштабов. В работах обоих авторов мир представляется ничтожно маленькой величиной, подвластной прямым манипуляциям художника. Юг Рейп создает из элементов окружающего, обыденного мира новые гипертрофированные формы. Сюзанна Кюттер помещает банальные интерьеры в необычные оболочки, вырывая их из привычного контекста и подвергая разрушению. Эммануэль Антиль втягивает нас в блуждания по сновидениям, погружая в мир, где обыденное неразрывно связано с фантасмагориями. Юрий Лейдерман выстраивает в своей инсталляции цепочку невозможных связей, а Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев представляют псевдонаучные поиски истины и рецепты достижения "нирваны". Вадим Захаров переводит понятие рефлексии в категорию "телесного" и "эмоционального" испытания, вовлекая зрителя в реальный опыт.
Выставка "Рефлексия", подготовка к которой осуществлялась в 2002 и 2003 годах, продолжает ряд концептуальных выставочных проектов Государственного центра современного искусства. Проект направлен на рассмотрение проблемы актуального искусства в широкой зоне культурного контекста. Выставка, рассматривая одну из основных тенденций актуального искусства рубежа прошлого и начала 21-го столетия, имеет не только аналитический характер, но и стимулирует создание новых произведений.
Выставка обращена к самому широкому кругу зрителей. Привлечение иностранных участников не просто придает выставке статус международного проекта, но и способствует интеграции современного искусства России в международный художественный контекст.
Выставка работает с 28 февраля по 20 марта.