24 февраля 2005 года в 17.00 Клуб современного искусства, Государственной Третьяковской галереи и CEC ArtsLink (Нью-Йорк) в рамках 1 Московской биеннале современного искусства представляют лекцию Марины Абрaмович в Третьяковской галерее на Крымском Валу "Performing body".
Марина Абрaмович - выдающийся современный художник. Она посвятила всю свою жизнь искусству перформанса, границы которого значительно расширила своими смелыми и яркими работами. На лекции в ГТГ Марина Абрамович расскажет о теории, истории и перспективах развития этого жанра и покажет уникальный видеоматериал о своем искусстве и педагогической деятельности.
Творчество Марины Абрамович - это непрекращающийся творческий эксперимент, целью которого является самопознание и открытие новых человеческих возможностей. С помощью перформанса она изучает способность человека контролировать себя, отношение с другими и те коды, которые управляют обществом. Сверхзадача ее искусства - сделать людей свободными. В своих работах Абрамович часто жестока с собой, ее акции "бьют по нервам", заставляют потерявших терпение зрителей вмешиваться. Моменты, когда зритель достигает предела, наблюдая боль и опасность, по мнению художницы, крайне важны, поскольку они создают точки слома, которые радикально обнажают ощущение реальности. Абрамович говорит: "Мне интересно искусство, которое волнует и возбуждает чувство опасности. Публика должна почувствовать на моих перформансах свое собственное присутствие. В своих работах я пытаюсь достичь предела ситуации, чтобы зритель увидел себя в фокусе "здесь и сейчас".
Марина Абрамович родилась в Белграде в 1946 году в семье югославских интеллигентов. Ее родители были активными участниками партизанского движения во время Второй мировой войны. Окончив белградскую Академию изящных искусств, она посвятила себя современному искусству. Ее ранние перформансы носили форму бунта против тиранического воспитания и репрессивной культуры послевоенной титовской Югославии. В 1975 году Абрамович встретила художника Улая, с которым у нее были не только общие взгляды на искусство, но и один день рождения. В течение двух десятилетий они вместе жили и работали, проведя сотни перформансов, многие из которых стали классикой этого жанра.
Хотя Абрамович и говорит о себе как о "бабушке искусства перформанса", из всех художников, которые в 70-е годы выбрали его как средство выражения, она остается наиболее активной и энергичной. "Балканское барокко" на Венецианской биеннале 1997 года - самая известная из ее последних работ, удостоенная Золотого льва - знака высочайшего признания международного художественного сообщества. Выставки художницы проходят в крупнейших музеях мира (Тейт, Стеделик и др.); она автор книг об истории и теории перформанса. Абрамович активно занимается преподавательской деятельностью, она является профессором класса перформанса в Академии искусств в Брауншвейге и обучает перформансу молодых художников в разных странах мира.
Приезд Марины Абрамович в Москву организовала американская некоммерческая организация CEC ArtsLink, программы которой объединяют художников и организации культуры США с их партнерами из Центральной/Восточной Европы и России, способствуя развитию сотрудничества и культурных связей.
Координаторы проекта: Сюзан Кац (CEC ArtsLink, Санкт-Петербург), Константин Бохоров (МедиаАртЛаб, Москва).