Крещенским морозным днём в Курганском областном художественном музее открылась выставка работ зауральских художников - участников конкурса на лучшее произведение изобразительного искусства Курганской области.
Подобная творческая акция проводится третий год - становление традиции налицо, однако, как и в любом новом деле, не обходится без проблем. Именно поэтому нынешний вернисаж, который собрал художников, искусствоведов, журналистов, прошёл в форме "круглого стола", посвящённого разбору "минусов" конкурса, мешающих стать ему ещё привлекательнее и масштабнее.
Начнём с того, что на протяжении примерно десятка лет проблема комплектования фондов является одной из самых острых в работе художественного музея. В советские времена приобретать новые экспонаты было делом привычным и плановым, но после распада Союза сей живительный родник иссяк и пополняться фонды стали от случая к случаю. В том числе и работами наших, зауральских мастеров, а это, согласитесь, обидно вдвойне: музеи и частные коллекции других российских регионов и стран год за годом всё чаще украшают замечательные творения курганских художников, а художественный музей на родине об этом лишь мечтает…
Именно поэтому коллектив Курганского областного художественного музея при поддержке областной власти с 2003 года взялся за проведение конкурса на лучшее произведение года, преследуя две главные цели: во-первых, предоставить нашим художникам ещё один стимул для творчества, а во-вторых, сделав акцию ежегодной, пополнять постоянно фонды произведениями земляков.
В первом конкурсе лучшим было названо живописное полотно Надежды Щетининой "Зима", во втором - триптих графика Станислава Кежова, посвящённый А.С. Пушкину. Имя третьего победителя - Анатолий Патраков, произведением года признана его малая скульптурная композиция "Одинокий волк". Это - о главных плюсах.
Теперь - о минусах. Искусствоведов всё больше огорчает весьма немногочисленное количество представляемых на конкурс работ (нынче их - десять), да и качество их порой вызывает вопросы (в фонды - значит, на века, хочется же, чтобы потомки знакомились с самыми лучшими образцами творчества!). С другой стороны - у художников накопились вопросы по организации конкурса по составу творческого совета. "Круглый стол" позволил разобраться во взаимных обидах и недопонимании.
Прелюдией к разговору прозвучали цифры, которыми Ольга Луцко, заместитель директора музея, убедительно проиллюстрировала проблему комплектования. Из семи с половиной тысяч музейных экспонатов лишь около двух тысяч составляют ныне творения зауральских мастеров. За последние четыре года и восемь месяцев фонды пополнили всего-навсего 386 экспонатов, львиная доля которых - дары, а закуплено лишь девятнадцать…
О необычных случаях приобретения экспонатов поведала директор Людмила Савицкая, после чего растаял без следа лёд недоверия между участниками "круглого стола". Музей работает на вечность - в этом убеждены его сотрудники во главе с руководителем, именно поэтому они, не желая упустить из фондов замечательное произведение того или иного земляка, приобретали их практически за собственные деньги. Это не афишируется - просто какое-то время музейщики не получают надбавок к своей крохотной зарплате, бескорыстно расплачиваясь за бесценные приобретения. Вполне понятно, что на фоне подобного финансового тупика конкурс дарил надежду - хоть по шажочку, но исправлять ситуацию.
Художники Герман Травников, Анатолий Патраков, Михаил Кокорин идею акции поддержали и предложили для повышения престижа конкурса считать обязательным условием для конкурсантов участие в выставках года, статусом не ниже областных. При этом одобрили и иной вариант поиска номинантов на звание лучшего произведения года: доверить искусствоведам походы по мастерским художников, дабы не упустить из поля зрения самые свежие и достойные творения.
Хочется также, чтобы при подведении итогов конкурса было возможно поздравлять с творческой удачей сразу нескольких авторов, пополняя фонды произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства одновременно.
…Хорошо, что нынешние номинанты на победу очень разные. Каждая работа, будь то пейзаж, портрет, композиция, дарит неповторимый взгляд художника на окружающий мир, в котором мы живём.