На выставке "Художники "Бубнового валета": между Сезанном и авангардом", организованной по инициативе Государственной Третьяковской галереи, широко представлены произведения этого объединения из собраний провинциальных художественных музеев.
Шесть великолепных образцов творческих экспериментов "Бубнового валета" принадлежат коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИРТ).
История их появления в Казани такова. Все они поступили в Центральный музей ТССР (ныне Национальный музей РТ) в результате передач в 1920-х годах из Государственного музейного фонда.
Четыре работы - "Провинциальная франтиха" М.Ф.Ларионова (1907), "Женщина с гитарой" А.В.Лентулова (1913) и два натюрморта В.В.Рождественского - "Трактирная посуда" (1909), "Натюрморт с лампой" (1917), были переданы в 1920 году, когда Музею исполнилось двадцать пять лет. В честь этой юбилейной даты Государственный музейный фонд отправил в Казань сто тридцать две работы художников разных направлений и стилей начала ХХ века - "Мира искусства", "Союза русских художников", "Бубнового валета", "Голубой розы". Это было одно из самых крупных поступлений в музей за все годы его существования.
Затем, в 1927 году, Государственный музейный фонд вторично передал музею еще тридцать пять картин, в основном - произведения русской классики. В составе этих передач также были работы мастеров "Бубнового валета", из которых и происходят две другие картины из шести выставочных экспонатов - "Пейзаж с церковью" А.В.Куприна (1918) и "Площадь Синьории в Сиене" П.П. Кончаловского (1912).
Все присланные из музейного фонда произведения были показаны в Казани на крупных выставках, имевших большой резонанс в обществе: в 1920 году - на Первой Государственной выставке искусства и науки в Казани, и в 1927 году - на Выставке картин, выделенных Государственным музейным фондом Москвы Центральному музею ТССР.
Благодаря этим передачам музей приобрел ценнейший комплекс живописных произведений художников "Бубнового валета", наглядно характеризующих творчество этого объединения, наряду с такими отличительными разделами в его собрании в настоящее время, как коллекции произведений И.И.Шишкина, Н.И. Фешина, художников Казанской губернии, а также национального искусства.
В 1958 году по приказу Министерства культуры РСФСР картинная галерея Государственного музея ТАССР (ныне Национального) была выделена в Музей изобразительных искусств ТАССР (ныне ГМИИРТ).
Все шесть картин участвовали на выставках "Бубнового валета" в разные годы, а в конце ХХ века неоднократно представляли ГМИИРТ как в России, так и за рубежом. Лаконичность, нарочитое огрубление форм, обращение к примитиву, четко выстроенная композиция произведений, присущие этим работам, заставляют зрителя вновь и вновь окунуться в лабораторию поисков художников-авангардистов напряженных революционных лет в России, значительно расширить представления о творчестве того или иного мастера.