Уважаемые наши читатели. Вы, конечно, помните, что в конце года мы объявили три самые популярные выставки 2004 года и обещали Вас регулярно знакомить с рейтингом событий. Нам хотелось бы каждый месяц выделять одну из выставок и делать по ней отельную статью, но в конце января мы ее не сделали. Почему? В январе в рейтинге популярных событий первое место заняла выставка "Франсиско Гойя и Сальвадор Дали. Сны разума"
http://www.museum.ru/N20306 и по всему было видно, что покидать это место она не намерена. Так и было, выставка пользовалась огромной популярностью и весь февраль до самого закрытия. Она проходила в выставочном зале Академии художеств. Это нам показалось чрезвычайно интересным, так как здесь в прошлом году не было таких широко известных проектов.
Кураторы выставки - Е. Я. Березнер (зам. директора Московского музея современного искусства) и А. В. Щеляков (выставочная компания "Евро"). С Евгением Яковлевичем мы уже встречались, разговаривая о выставках ММСИ, а с Александром Викторовичем познакомились впервые. Оказалось, что компания "Евро" провела в Москве уже несколько выставок, каждая из которых стала значительным событием в московской художественной жизни. Так в прошлом году было проведено 3 выставки: "М. Шагал. Библейские сюжеты", "Поклонение Пикассо" и "Гойя и Дали". То есть последняя выставка была открыта в 2004 г, но основную популярность завоевала в начале 2005 г.
2004 г. был объявлен годом Дали, по всему миру было организовано множество выставок произведений художника. В Москве данная выставка была единственная. Достаточно интересно узнать, кто же был ее инициатор? Музей современного искусства искал интересный проект, посвященный Дали, а компания "Евро" искала достойную выставочную площадку для своей необычной выставки. Когда обе стороны встретились, то первоначально предполагалась выставка только Дали. Позже сотрудники "Евро" рассказали, что работы Дали являются продолжением и переосмыслением произведений Гойи. Тогда решили выставку не делить на части, а представить весь проект целиком. Музей современного искусства тесно взаимодействует с Академией художеств, где в конце 2004 г. уже много времени раньше была запланирована научная конференция, посвященная творчеству Дали. Это явилось решающим фактором, чтобы провести выставку в выставочном зале Академии художеств.
Многие с недоверием относятся к выставкам тиражной графики, так в данном случае были представлены офорты и литографии. Создается иллюзия, что подобных выставок можно организовать великое множество по всему миру. Известно - тираж работ Дали 200 экземпляров, значит, возможно, устроить 200 выставок? Оказалось, что это не так. Работы Дали были распроданы достаточно давно, продавались как серия целиком, так и отдельные листы. Таким образом, людей, у которых есть весь цикл - единицы. А чтобы у одного коллекционера оказались и произведения Гойи и Дали - случай исключительный. Принципы компании "Евро" - организовывать выставку из произведений, которые будут показываться впервые, и которых нет в российских собраниях. Так было и в данном случае.
Итак, как показало время - выставка была достаточно популярной. Но все, кто ее посетил, убедились и в другом - она еще и сложна для понимания. Считается, что быть странным и непонятным - это привилегия современного искусства. Выставка показала, что искусство старых мастеров, которых мы считаем классикой, несмотря на прошедшее время, все еще являются загадкой для зрителя. Выставка была организована с кажущейся простотой - работы повешены на суровые нитки, в некоторых местах были "случайно" оставлены гвозди. Экспозиция была построена на буквальном сопоставлении: рядом с каждой работой Гойи была представлена работа Дали, всего 160 произведений. Под работами предлагалось два литературных комментария. В выставочном зале звучала музыка "Под Капричос", которая была специально написана Р. Рязанцевым. "Евро" - первая компания, которая стала заказывать музыку для художественных выставок. Вся простота, логичность и ясность проекта не раскрывают загадки произведений. Все герои обоих художников внешне узнаваемы, далее в тексте истолкованы их действия и поступки, но все это внешнее, а суть глубже. Ее достаточно сложно объяснить, обобщенно можно сказать, что художники изобразили человеческие пороки. Разве людям придет в голову посетить выставку, где представлены пороки?
Да - выставку посетило 12 тыс. человек, в основном это молодежь, что не совсем характерно для среднего музейного посетителя. С одной стороны это связано с тем, что творчество этих художников интересно для молодой публики. С другой стороны, молодежь - это работающие люди, которые могут оплатить достаточно дорогие билеты по музейным меркам - 200 руб. Такая цена связана с тем, что проект был организован частной фирмой, без поддержки государства. Постоянно ведутся споры о том, могут ли художественные проекты быть прибыльными или хотя бы самоокупаемыми. Выставка Гойи и Дали наглядный пример того, что это возможно. Однако к выставке не был издан каталог, что является показателем незавершенности выставочного проекта. Отсутствие каталога еще говорит о том, что целиком самостоятельно проводить культурные проекты все же является непосильной задачей. Для того, чтобы проект был цельным необходима государственная или спонсорская поддержка. Но это уже другая тема, а нам остается ждать новых проектов Академии художеств, Музея современного искусства и компании "Евро" (Надежда Трегуб).