С 28 июня по 25 сентября 2005 года в Красноярском музейном комплексе будет проходить VI Красноярская музейная биеннале "перемещение ценностей : ценность перемещения".
Цели.
В целях раскрытия и высвобождения творческого потенциала культурного наследия и традиции, проявление культурной идентичности России в зеркале Сибири и мира, выработки культурных технологий предъявления и продвижения актуальных ценностей в общественные, экономические и политические пространства предлагается подготовить и провести шестую Красноярскую музейную биеннале.
Этот ставший уже традиционным уникальный фестиваль инновационных музейных практик и современного искусства, снискал уважение и известность далеко за пределами Сибири и России. Сегодня музейный фестиваль приобретает новый масштаб и перспективу. Международная биеннале выходит из музея в город, край, Сибирь и Россию.
Тема.
Тематическая эволюция Красноярского экспозиционного форума может быть увидена в определенной логике развития: от принципиального утверждения взаимной заинтересованности музея и художника и накопления опыта креативности в музейной практике первых трех биеннале к попытке оформить платформу совместного творчества на четвертой. В последней, пятой биеннале экспозиционные усилия сосредоточились на ядре музейной поэтики - фигурах воображения, типологии "вымыслов истории", как формах временного опыта.
Теперь на повестку дня выходит обратное движение - к границам "искусства памяти": VI биеннале фокусируется на возможностях влияния музейного творчества, на его включенности в процесс развития цивилизации. Здесь поэтика встречается с политикой. Политика, отвечающая за целеполагание, и культура, ответственная за осмысленность, интегрируются на базе ценностей.
Существует два значения слова "ценности" - как опорные фигуры сознания, аксиомы культуры, определяющие мотивы поведения и цели деятельности человека, и ценности - как объекты, материальные единицы культуры, "культурные ценности". Культурные институты и, в частности, музеи оперируют, прежде всего, последними - эмпирикой памятников культуры.
Однако номинальная "культурная ценность" должна уметь становиться реальной ценностью культуры. Миссия музея в том и состоит - чтобы проявлять и устанавливать связи между базовыми элементами сознания и знаковыми вещами. Артикулировать смысловые "энергетические" цепочки, соединяющие глубинную мотивацию бытия и событийное существование личности, способствуя укреплению и развертыванию ценностной структуры современного мира.
Именно на этом пути продвижения актуальных ценностей "во времени и пространстве" культурным институтом обретается место и сила в социальной, политической и экономической действительности.
В контексте культурно-политической тематизации VI Красноярской биеннале уместно вспомнить транспортную метафору, из знаменитой книги Ги Дебора, где культура подобно железным дорогам в индустриальной цивилизации XIX и автомобилю в первой половине XX века становится движущей силой постиндустриальной эпохи.
Культура как "катализирующая" коммуникативная инфраструктура должна иметь свою "дорожную сеть" и "средства передвижения". Необходимо оказаться на путях обретения мест и ценностей. (Не забывая, что "в России нет дорог, но есть направления").
В такой перспективе целью проекта VI биеннале становится символическая материализация "переместительной" способности культуры. Предстоит расчертить-проэкспонировать аксиологическую карту пространства исторической коммуникации: обозначить ориентиры движения и наметить актуальные маршруты перемещения ценностных предметов, а также подготовить "перевалочные" станции.
Иначе говоря, биеннале должна стать платформой кристаллизации актуальных ценностей культуры, а также эффективным механизмом их трансляции и "вживления".
По итогам VI биеннале издается каталог, в котором отражаются все конкурсные экспозиции и события.