НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Рисунок и акварель в России XVIII века

c 24 марта по 23 мая 2005Санкт-Петербург
Шубин Ф.И. Портрет Екатерины II 1792-1794
24 марта в Михайловском замке Государственного Русского музея открывается выставка "Рисунок и акварель в России. XVIII век". Это первый этап большого выставочного проекта "Три века русского рисунка", целью которого является показ шедевров отечественного рисунка XVIII-XX веков. Для выставки выбраны лучшие образцы из богатейшего собрания ГРМ. Представлено более 130 уникальных произведений шестидесяти трех художников, позволяющих судить о богатстве и разнообразии крупнейшего собрания русского рисунка. Многие листы экспонируются впервые.

Самое полное и многогранное собрание рисунка и акварели русских мастеров и художников, работавших в нашей стране, хранится в ГРМ. Общий объем этой коллекции - более ста тысяч листов, из них почти три тысячи относятся к XVIII веку. Каждый из листов XVIII века - драгоценный раритет, так как рисунки в России в то время редко сохраняли, еще реже собирали, а исторические потрясения, выпавшие на долю России в дальнейшем, всегда пагубно сказывались на судьбах памятников культуры. На выставке представлены рисунки живописцев, скульпторов, граверов, архитекторов; среди авторов - знаменитые и безвестные мастера, русские художники и иностранцы, связавшие свое творчество с Россией.

XVIII век - это время перехода русских художников к европейской системе объемного рисунка и формирования художественной школы. Этот процесс проходил в тесном общении русских и иностранных художников. В концепции выставки следует отметить две важные позиции устроителей: 1) показ работ отечественных рисовальщиков и мастеров россики (иностранцев, работавших в России) как явлений единого потока художественной жизни, неразделимого в контексте петербургской культуры; 2) строгое соблюдение хронологических рамок XVIII столетия, что полностью соответствует принятому в ГРМ принципу научной каталогизации: ведь творчество художников, продолжавших работать после 1800 года, принадлежало уже XIX веку.

Самый ранний экспонат на выставке - декоративное обрамление панегирика Петру I работы А.Ф.Зубова (1712 год), примечательное и именем автора - крупнейшего русского гравера первой четверти столетия, и обстоятельствами создания (лист был поднесен Петру I). Следующие десятилетия представлены листами из огромного комплекса изображений предметов, входивших в коллекцию Кунсткамеры (1730-е), планом Киево-Печерской крепости (1744), проектами иллюминаций (1748, 1751,1755). Историческое значение таких произведений невозможно переоценить: в одних случаях они помогают воссоздать состав коллекции Кунсткамеры, в других - оказываются свидетельством канувших в небытие форм общественного увеселения (в XVIII веке очень любили фейерверки и иллюминации, но судить об их красоте и занимательности мы можем только по воспоминаниям современников, гравюрам и рисункам).

В середине XVIII века самое замечательное в художественном отношении явление в русском рисунке - петербургские виды М.И.Махаева (1750-е). Это первый русский рисовальщик, творческий облик которого ярок и значителен, его имя открывает славный ряд имен мастеров рисунка, вошедших в историю русского искусства. Созданный им образ Петербурга остается в пределах искусства XVIII столетия художественным абсолютом, соединяющим фиксационную точность с возвышенным ощущением петербургского пространства и пропорций, а чувство общего - с трогательным вниманием к деталям.

История неравномерно сохранила до наших дней рисунки крупных мастеров. В частности, рисунки портретистов встречаются особенно редко, поэтому почетное место на выставке занимают портреты Екатерины II работы Ф.И.Шубина и Д.Г.Левицкого. В ходе кропотливой музейной научной работы удается определить рисунки известных художников среди безымянных или приписанных другим авторам листов. При изучении рисунка XVIII века особенно остро стоят вопросы атрибуции - установления принадлежности произведения конкретному автору, определения времени его создания, расшифровки сюжета. Этот процесс очень сложен, он требует больших знаний. Иногда с течением времени на основе новых данных возникают переатрибуции - изменения прежних определений. Это естественный процесс музейной научной работы. Так, рисуночное наследие А.П.Лосенко увеличилось на несколько десятков листов благодаря открытиям Е.И.Гавриловой; ею же были атрибутированы большие группы рисунков Г.Ф.Шмидта, Л.-Ж.Ле Лоррена, Л.-Ж.-Ф.Лагрене. По- новому звучат в истории искусства малоизвестные и забытые имена: более двухсот иллюстраций к "Овидиевым превращениям", считавшихся ранее собственноручными произведениями Н.А.Львова, ныне усилиями Н.И.Уваровой перешли к И.Ф.Тупылеву: исследовательница выяснила, что Тупылев рисовал "набело" сюжеты по программе и под наблюдением Н.А.Львова.

Загадки связаны и со многими известными произведениями, авторство которых установлено давно и не подвергается сомнению. Например, ученые несколько десятилетий спорили о времени и обстоятельствах создания знаменитой серии И.А.Ерменева "Нищие-слепцы", поражающей драматической выразительностью образов. В ГРМ пришли к мнению, что талантливый Ерменев создал эту серию в середине 1760-х годов, будучи очень молодым.

Среди рисунков натурщиков, отражающих быстрые успехи молодой академической школы, внимание зрителей привлечет "Натурщица" А.П.Лосенко - первое изображение обнаженной женской модели в русском рисунке. Ту же натурщицу можно увидеть в образе молодой матери в листе "У колыбели" (оба рисунка художник выполнил в 1760-х годах в Париже). Ценители отточенного мастерства имеют редкую возможность сопоставить академические штудии А.Е.Егорова и А.И.Иванова (рисунки "Два натурщика" 1796 года сделаны с одной и той же постановки в натурном классе Академии художеств). Впервые доступны для обозрения рисунки молодых выпускников Академии художеств М.Ф.Воинова и А.М.Иванова, выполненные за границей, где они находились для усовершенствования в искусстве. Лучшими образцами представлен пейзаж: на выставке можно увидеть и гатчинские гуаши С.Ф.Щедрина, и крымские акварели М.М.Иванова. Среди авторов архитектурных рисунков - блестящие имена Ф.Б.Растрелли, Д.Кваренги, М.Ф.Казакова, А.Н.Воронихина, Тома де Томона. В XVIII веке важной частью творчества русских художников оставались религиозные произведения, мастера сохраняли благоговейное и ответственное отношение к этой сфере работы; рисунки А.П.Антропова и В.Л.Боровиковского доносят это чувство до наших дней.

Темы, жанры и техники рисунка XVIII века предстают на выставке во всем разнообразии. Ученик Академии художеств А.П.Давыдов запечатлел для потомков парадное открытие монумента Петру I работы Э.-М.Фальконе в 1782 году. Рисовальщик-любитель Т.Губин в натюрморте-обманке отразил другое историческое событие - взятие крепости Измаил в 1790 году (об этом говорят включенные в натюрморт военные карты, реляции, газетные листы). С безупречным вкусом и изяществом выполнены силуэты Ф.-Г. Сидо и И.-Ф.Антинга, вырезанные из черной бумаги.

Выставка позволяет проследить эволюцию русской акварели от выполнения прикладных и фиксационных задач (планы, карты, проекты) до самостоятельных произведений: в конце столетия в этой технике созданы такие значительные листы, как "Автопортрет (в Кабинете гравюр Эрмитажа)" Г.И.Скородумова (около 1790) и "Российская эскадра, идущая Константинопольским проливом" М.М.Иванова (1799).

www.museum.ru/N21521
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2024  x    ?  


”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Граф А.С. Уваров - археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 225-летию со дня рождения поэта. Выставка «Пушкин и театр» в Псковском музее-заповеднике

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Разум, мораль, свобода. Иммануил Кант и Лев Толстой. К 300-летию философа

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Иван Александров. 43 дня в Арктике

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Завершение этапа воссоздания интерьера «Опочивальня» в Екатерининском корпусе музея-заповедника "Петергоф"

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Владимир Распутин "Путь к источнику"

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии

От эмбрионов до кибернетики. К 140-летию со дня рождения И.И. Шмальгаузена

Выставка живописи П.А. Кравцова "Песня" в Музее Кондратия Белова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru