В современной педагогике обосновывается необходимость особых, эмоционально-образных форм уроков, вводящих учеников в мир искусства. Процесс восприятия и постижения художественного произведения должен быть так же личностен и эмоционален, как и процесс его создания.
6 апреля в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) был проведен интегрированный урок на тему: "Времена года в русской поэзии и пейзажной живописи Г.П.Егорычева".
Прелюдией к необычному уроку стала музыка из одноименного фортепианного цикла П.И.Чайковского. Затем состоялось знакомство учащихся с живописными полотнами хвалынского художника-пейзажиста Г.П.Егорычева. Зрительные впечатления от картин и этюдов дополнили и усилили звучание шедевров русской лирики.
На уроке не просто анализировался образ природы, этот образ создавался на основе произведений литературы, живописи и музыки. Во время беседы школьники сами определяли то, что объединяет различные виды искусства в передаче настроения того или иного времени года.
Отрадно, что ребята с увлечением делились своими впечатлениями, с особым волнением читали и слушали стихи Ф.Тютчева, Е.Баратынского, С.Есенина, Н.Рубцова, поэтов-земляков С.Наровчатова, В.Богатырева.
Вполне вероятно, у кого-то из учеников появится желание в слове или в линиях и красках воссоздать свой образ родного края. Ведь природа - неисчерпаемый источник вдохновения, а хвалынская природа - в особенности.
Е.Э.Пондина, научный сотрудник Хвалынского художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина.