Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Государственный Центр современного искусства, Москва, Нидерландский Институт Медиаискусства "Montevideo\Time Based Arts" при поддержке: Фонда Мондриана, Посольства Королевства Нидерландов, Фонда Форда представляют выставку "30 лет голландского видеоарта". Выставка открыта с 13 мая по 29 мая 2005 года.
Куратор: Барт Руттен, Хайнер Холтаппелс. Участники: Стенсфилд (Stansfield), Хойкаас (Hooykaas), Эдди Ди (eddie d), Билл Спинховен (Bill Spinhoven), Петер Богерс (Peter Bogers), Йероен Койманс (Jeroen Kooijmans), Марина Абрамович (Marina Abramovic), Нан Хувер (Nan Hoover), Берт Шутер ( Bert Schutter), Ричард Хефти (Richard Hefti), Хейнер Холтаппельс (Heiner Holtappels).
Многослойная и уникальная по своему составу передвижная выставка "30 лет голландского видеоарта" будет показана в Москве в Государственном Центре современного искусства в мае 2005 года. В 2003 году исполнилось двадцать пять лет Нидерландскому Институт Медиа-искусств в Монтевидео "Montevideo/Time Based Arts", а самой ранней работе в коллекции уже тридцать. Круглая дата - это хороший повод для показа ретроспективы. Отсюда и название выставки - "30 лет голландского видеоарта".
Ее экспозиция составлена из произведений коллекции нидерландского института, демонстрирующих развитие голландского видеоарта за последние три десятилетия XX века. Впервые выставка была показана в Амстердаме в феврале 2003 года и имела большой успех. В России она прошла в городах, где работают институции современного искусства, пропагандирующие медиаарт (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск и Санкт-Петербург), превращая каждый показ в крупнейшее художественное событие.
Проект представляет около сорока работ как известных видеоартистов (Марина Абрамович, Петер Богерс, Нан Хувер, Берт Шутер и другие), так и молодых видеохудожников, успевших заявить о себе на международной арт-сцене.
Выставочная программа включает в себя четыре больших видео-инсталляции и компьютерный комплекс video-jukebox ("видео-автомат", по аналогии с "музыкальными автоматами") для интерактивного показа коллекции, открывая возможность аудитории самой выбирать работы для просмотра из большого видеоархива.
Нидерландское видеоискусство отличает интеллектуальный юмор и демократия образов, оно пронизано иронией и универсально в своей визуальной культуре.
В настоящее время видеоискусство приобретает характер особого художественного мировоззрения, который предлагает новую картину мира, созданную посредством новейших технологий, вводящую особую систему выразительных образов. Таким образом, видеоартист пытается найти свое место в окружающей художественной реальности, включающей изобразительное искусство, архитектуру и кинематограф. Его позицию можно выразить аллегорическим призывом-напутствием Марины Абрамович: "Искусство должно быть красивым, художники должны быть красивыми" ("Art must be beautiful, artists must be beautiful"), который остается актуальным не только в границах мироощущения художника, но и выходит за рамки конкретного произведения, действуя на общественном уровне и вторгаясь в массовое сознание.
Самореализация художника, пытающегося найти наиболее адекватный выход собственному мировоззрению через видеотехнологии, привносит особый колорит и двойное значение изображению. И именно здесь актуальным является момент культурного и идеологического обмена между различными национальными и социальными аспектами не только в визуальном формате, но и в историческом культурном контексте.
12 мая проводится панель с участием куратора выставки Барта Руттена и крупнейших специалистов в области современной визуальной культуры (Н.И.Клейман, директор Музея кино; К.Э.Разлогов, директор Института культуры; Н.А.Хренов, доктор философских наук, Государственный институт искусствознания, ВГИК; Е.Петровская, кандидат философских наук, институт философии РАН).
В рамках проекта 24 и 26 мая демонстрируются фильмы из коллекции Нидерландского института медиаискусств "Montevideo" 1970-80 годов.