Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) располагает коллекцией живописных и графических произведений, создававшихся как в годы Великой Отечественной войны, так и после её окончания, посвящённых подвигу народа.
14 апреля в галерее открывается выставка "Искусство тревоги и радости", где будет представлена эта коллекция.
В произведениях, посвящённых военной теме достаточно ясно прослеживается процесс углубления творческих задач - от накопления и воссоздания непосредственных наблюдений к ёмким художественным обобщениям. С течением времени репортажные, часто документально точные "срезы" военной действительности постепенно уступали место тематическим картинам.
Особый интерес для нас, без сомнения, представляют работы, появившиеся в первые месяцы войны. Музейная статистика зафиксировала тот факт, что в художественной практике тогда преимущественное распространение получили графические искусства: плакат, газетный рисунок, журнальная карикатура стали самыми массовыми его видами.
На выставке представлены два рисунка В.С. Резникова, выполненные по натурным кубанским впечатлениям тушью и пером "Набег" и "Эпизод войны". В этих рисунках раскрывается тема непримиримого столкновения двух идеологий и той цене, которую приходилось платить ради приближения победы. К 1942 году относятся листы замечательного ленинградского графика С.Б.Юдовина из серии "Ленинград в дни Великой Отечественной войны", созданная в осаждённом городе в первые месяцы блокады. Скорбная красота героического города, его трагедия и жизнестойкость продиктовали художнику величественный строй ксилографий, чья аскетичная чёрно-белая гамма усилила и углубила эмоциональность художественного образа, придав ему звучание реквиема и гимна. К этому же году относится литография А.Л.Каплана "Разрушенный дом". Из дымчатой, всё окутывающей тональной среды, из её сгущений и разрежений возникает образ - ожившие воспоминания художника о пережитых днях блокады.
К живописи в дни войны даже живописцы по призванию обращались значительно реже. Поэтому музейные собрания живописи того времени малочисленны: этюдного материала - и того сохранилось немного, картины же - вообще редкость. Тем большей историко- художественной ценностью обладают полотна П.В.Кузнецова "На Пресне в годы войны" и Е.М.Бебутовой "Ночной патруль", на которых переданы тревожные дни в Москве в 1941 году, когда враг подошёл к столице. Всё в них говорит о затаённой тревоге, о драматически напряжённом ожидании чего-то неумолимо надвигающегося, несущего с собой угрозу. Выразителен и эмоционально насыщен холодный синий и фиолетовый цвет морозной ночи в "Ночном патруле".
Есть основания утверждать, что лишь одному жанру живописи, портретному, не пришлось брать длительного "разбега". Уже в 1948 году появились замечательные портрет Г.Я. Мельникова "Портрет генерал- лейтенанта Пархоменко", в котором художника интересовала целостность волевой натуры, готовность к подвигу. В 1946 году был создан П.В.Кузнецовым "Портрет Героя Советского Союза", психологическая характеристика которого отмечена признаками типизации. Художника интересует реальный облик, вобравший в себя лучшие черты советских людей - победителей. Может быть, неслучайно художник не оставил имени изображённого: он искал обобщённый образ героя, исполнившего свой гражданский долг.
Образы народных мстителей - партизан, созданные непосредственно в партизанском отряде Г.П.Егорычевым стали яркими свидетельствами высокого морального духа народа. Это живописная биография героического поколения советских людей, ковавших победу над врагом далеко от линии фронта.
В послевоенные годы продолжала разрабатываться тема "человек на войне и в тылу". В произведениях, появившихся в первые годы войны, преобладали изображения людей, наделённых суровой сосредоточенностью, предельной концентрацией духовных сил. Но чем ближе становилась победа, тем большей внутренней раскрепощённостью, открытостью чувств характеризовался психологический облик советского человека на полотнах живописцев, как, например, в картине П.П Блока "Фронтовая баня" или В.И.Романова "Солдатский час". На полотнах переданы моменты короткого отдыха, передышки перед боем, редкие часы затишья. Нет, это не было проявлением какой-либо расслабленности: просто волевые, закалённые в боях и тяжелейшем труде люди в предчувствии долгожданной победы испытывали законную радость. Изменялся и общий интонационный строй искусства: к концу войны в нём явственно зазвучали мажорные ноты. Перед картиной саратовского художника В.И.Романова "Солдатский час" вспоминается герой поэмы А.Т.Твардовского Василий Тёркин - молодой солдат с добродушным лукавым лицом, в нём чувствуется ловкость, острая смекалка, житейский опыт. Его образ - синтез всего лучшего, светлого, чистого, что присуще русскому солдату. Такой "парень хоть куда, в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе".
Если в картине Ю.А.Дряхлова "Победители" ещё царит атмосфера предчувствий приближающегося долгожданного конца войны, то цветная литография А.Ф.Пахомова "Снова дома" и "Салют на Красной площади" П.В.Кузнецова, созданные в победном 1945 году, как бы ставят триумфальную точку в грандиозной эпопее и придают внутреннюю завершённость выставке, посвящённой 60-летию Победы.
Бородина В.И.