Ярославский художественный музей к 60-летию Великой Победы открывает выставку "Война и Мир", где будут представлены произведения, созданные в 1941 - 1945 гг. из собрания музея.
"… началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…" Л.Н.Толстой "Война и мир"
К 60-летию Великой Победы Художественный музей представляет произведения, созданные в 1941-1945 годах. В них - тревога и боль, воля к победе и любовь к Родине. Приметы сурового времени, увиденные глазами очевидцев художников, особенно остро и взволнованно, без лишнего пафоса и откровенно запечатлевших и военные сражения, и относительно мирную жизнь в тылу… Художники стремились исполнить свой долг, сжимая в руках и боевое оружие, и оружие художника - карандаш или кисть.
С первых дней войны важная пропагандистская роль была отведена политическим плакатам, в том числе знаменитым "Окнам ТАСС". Их острогротесковые изображения с лаконичными текстами поднимали патриотическое настроение, вызывая ненависть к злобному врагу.
В военное время необычайно возросла роль графических искусств, обладавших наиболее мобильными средствами. Лист бумаги и "боевой карандаш" призваны были оперативно и документально рассказать о военных сражениях, о подвигах героев, поднять боевой дух. Поэтому репортажные зарисовки, зачастую созданные в перерывах между боями, под бомбежкой и обстрелом, на малоформатных листочках, на некачественной бумаге, убедительнее любого монументального полотна доносят суровое дыханием времени. Это произведения А. Беляева, П. Кондратьева, С.Юдовина.
Сила эмоционального воздействия приумножается в живописных полотнах, и каждый из жанров по-своему передает настроения и образы военной поры. Глубокие человеческие переживания отображены в произведениях жены фронтовика, ярославской художницы Ю.Дружининой ("Сыну на фронт"), в картине известного советского автора С.Рянгиной ("У эшелона"). А картины А. Жаренова, участника тяжелых боев за Москву, написаны по его личным впечатлениям. Новые смысловые акценты зазвучали в пейзажах (А.Морозова, Н.Шлеина, А.Шиндыкова), вызывая ностальгически печальное или торжественное настроение.. А светлый и легкий пейзаж В.Пакулина был написан художников в блокадном Ленинграде. В натюрмортах тех лет - скупой и аскетичный набор предметов (В.Чернецов, Д.Трубников).
К числу уникальных произведений военного времени относится картина Василия Яковлева, "Патриотическое молебствие в июне 1942 года", представляющая монументальный групповой портрет, где изображен будущий Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий с двумя мальчиками-служками в Московской Никольской церкви Преображенского кладбища при отправлении патриотического молебствия в первую годовщину начала Великой Отечественной войны. Это произведение напоминает о том, что Русская православная церковь и ее служители оставались носителями высоких патриотических чувств и всегда были духовной опорой русского народа.
Наверное, наибольшие технические сложности в условиях военного времени испытывали скульпторы, но продолжали работать, используя самый простой материал: глину, гипс и даже пластилин. Они создавали портреты героев войны, задумывали композиции, которые потом воплотятся в будущих монументах.
О годах Великой Отечественной войны написано немало, в дни празднования 60-летия Победы появятся новые строки и новые исторические факты, и надеемся, что эта выставка, где многие произведения экспонируются впервые, дополнит представление об этом суровом времени.
В рамках выставки Художественный музей при содействии Управления образования мэрии города Ярославля и Городского Центра развития образования объявляет конкурс на создание праздничной открытки, посвященной Дню Победы. Работы, выполненные в живописной, графической или стихотворной форме, принимаются до 20 мая. Возраст участников 6 - 16 лет. Условия участия - по телефону 303 - 504.
Итогом конкурса является создание "слайд-шоу" на экране компьютера в Парадном кабинете-библиотеке, где будут представлены конкурсные работы, отмеченные жюри. Лауреаты конкурса награждаются дипломами. Лучшие работы будут опубликованы в виде праздничного набора открыток.
Куратор: искусствовед Коновалова Наталия Олеговна. Авторы проекта: Баузина А.Г., Воинова Н.В., Жаркова Н.В., Русанова Н.В. При участии Голенкевич Н.П. Реставраторы: Медведев Ю.Ф., Дыкан О.Г.
Выставка открыта до 25 мая 2005 года.
Марина Полывяная