Арт-Центр "Пушкинская-10" и Музей нонконформистского искусства приглашают 7 мая 2005 года в 16.00 на открытие персональной выставки Арона Зинштейна "Свобода. Движение. Живопись". Куратор - Евгений Орлов.
"Вот однажды один человек пошел на службу да по дороге встретил другого человека, который, купив польский батон, направлялся себе восвояси. Вот, собственно, и все." Даниил Хармс, "Случаи"
Вот, собственно и все, поскольку, соприкоснувшись в единственной точке - моменте или эпизоде, творчество Даниила Хармса и Арона Зинштейна - каждое - уже дальше идет своим путем. Нет у Зинштейна ни ожесточения, ни "зловещей антилогики", ни "хармсовской иррациональности". Его философия - радости, а не боли, надежды, а не отчаяния. Свобода, импровизация, бескорыстное отношение к искусству - являются ключевыми категориями образного мира художника. Однако, некоторые обэриутские интонации в живописи Зинштейна, несомненно, присутствуют: в интересе к типажу городского обывателя, в веселом абсурде изображенных ситуаций, в общей эксцентричности пластической речи, в игровой характерности образов. Зинштейн словно желает запечатлеть "сплошной поток жизни", составляя из отдельных фрагментов (картин) безостановочно движущуюся ленту человеческого бытия. Поэтому картин так много. В идеале - ни одно мгновение жизни не должно остаться незамеченным. Можно даже сказать, что Зинштейн занимается "моментальной живописью", настолько остро впечатление сиюминутности и непреднамеренности.
Сюжет - случай - Зинштейн усиливает соответственными пластическими средствами. Он любит "случайную" композицию - фигуры не полностью "попадают" в кадр, изображение сдвигается в край, люди сидят спиной или боком. Цвет едва успевает обрести нужную форму и не всегда укладывается в "прыгающий" контур, торопливая кисть учащает ритм мазков, оставляя потеки свободной краски. В гуашах последнего времени "случайность" живет в самой неправильной форме листа, словно попавшегося под руку, с зазубренными или оборванными кромками.
В типологическом плане искусство Зинштейна, без сомнения, соотносится с широкой - сквозной для всего ХХ века - экспрессионистической тенденцией. Это: приоритет выразительности над изобразительностью, активная деформация реальности, стремление к острой характерности пластической интерпретации натуры, безудержное воображение, "громкая", стихийная, "темповая", спонтанная живопись, стремительный, вибрирующий мазок, форсированный, эмоционально заряженный цвет, предельная искренность и открытость авторской интонации.
В буклетах и каталогах биография Арона Зинштейна выглядит вполне благополучной: училище в Нижнем Тагиле, ЛВХПУ им.В.И.Мухиной, членство в Союзе художников, внушительный список выставок - городских, всесоюзных, международных, групповых, персональных.
Но не все и всегда так гладко происходило в жизни Арона Зинштейна, как часто оно выглядит на бумаге. Много лет подряд он зачем-то пытался пополнить ряды члены ЛОСХа, устраивал выставки и с радостью демонстрировал свои картины "старшим по цеху" товарищам. И все эти годы слышал одно и то же: "А отчего же это, батюшка, у Вашей коровы тени-то нет?". Вопрос этот стал для Арона Зинштейна роковым: на него так и не случилось ответить.
Выставка продлится до 29 мая 2005 года.