6 мая 2005 г. в 16.00 в выставочном зале Псковского музея-заповедника открывается выставка военной графики "Ветер войны". На выставке представлены графические работы из собрания Псковского музея-заповедника, псковских и ленинградских художников военных лет. Значительную часть этих работ составляют натурные зарисовки, сделанные на месте событий и сохранившие остроту пережитых ощущений. В зависимости от обстоятельств, выполненные карандашом, тушью или акварелью, сделанные бегло или более тщательно, небольшие по размерам - все рисунки обладают драгоценным качеством подлинности.
Сильное впечатление производят работы К.Е.Орлова, запечатлевшие следы недавних боев. К еще более значимым результатам приходит ленинградский художник А.М.Харшак ("Поганкины палаты", "Белая церковь", 1944). На некоторых его работах мы встречаем краткие, но чрезвычайно впечатляющие записи о событиях тех лет.
Графические листы А.С.Ведерникова и А.М.Романова с изображением Пскова летом 1945 года, помимо своей документальной ценности, являются примером превосходного владения техникой акварели.
Непосредственно с натуры были сделаны и работы художника-баталиста А.А.Блинкова, командированного в 1942 во Вторую партизанскую бригаду, действовавшую на оккупированной территории Ленинградской области. Являясь очевидцем и участником всего, что происходило в жизни отряда, художник фиксировал последствия боев, делал портретные наброски деревенских жителей и партизан, среди которых особенно выделяются образы детей и подростков. Партизанская тема звучит и в творчестве известного российского графика В.И.Курдова. В годы войны он жил и работал в Ленинграде, являясь одним из организаторов и активным создателем плакатов "Боевого карандаша". В 1942 был командирован в передовые части и партизанские базы Волховского фронта. Результатом этой опасной и напряженной работы стали две графические серии - литографическая ("По дорогам войны") и акварельная ("Следы войны), запечатлевшие будни партизан, разрушенные бомбежкой дома в пригородах Ленинграда.
В годы войны серию литографий "Ленинград в дни блокады", ставшую вскоре знаменитой, создал другой замечательный ленинградский график А.Ф.Пахомов. События тех лет были настолько значительны, что для него было недостаточно одних наблюдений и быстрых набросков. Потребовалась дополнительная работа, переработка натурных впечатлений.
Жизненные впечатления, сконцентрированные в художественных образах детей войны, жителей русской глубинки, можно наблюдать в работах П.И.Важновой. Рисунки, выполненные в городе Мышкине, куда она была эвакуирована в 1943-44 годах, выразили гнетущую тяжесть военных лет, и, одновременно, впечатления художницы о людях, с которыми свела ее судьба.
Когда идет война - меньше всего думают об искусстве. Поэтому так мало сохранилось художественных свидетельств этого драматического периода истории. То немногое, что было создано и уцелело, бережно хранится в русских музеях. В их числе и Псковский музей-заповедник, представляющий выставку "Ветер войны".