27 апреля Третьяковская галерея открыла выставку, посвященную 60-летию Победы. Выставки о Великой отечественной войне открыли буквально все музеи и выставочные площадки. Третьяковская галерея делала такие выставки многократно - в своем музее, отдавала произведения на выездные выставки, часть работ находится в постоянной экспозиции. Со всей уверенностью можно сказать, что в очередной раз Третьяковская галерея открывает выставку о войне. Она содержит в себе работы 1940-80 гг. И это довольно странно. А что после 1980-х годов художники к теме Войны не обращались? Авторы выставки как будто поставили точку. В то время как на вопросы Войны и Победы следует смотреть намного шире. Часто звучат слова о подвиге русской армии и народа, чествование ветеранов, пытаясь тем самым создать иллюзию, что несколько поколений уже 60 лет живет в "Мирном мире".
Вернемся к выставке. Современные экспозиционные технологии за 60 лет шагнули далеко вперед. Теперь выставка и картины на стенах - это не одно и тоже. Выставка - это организация пространства в соответствии с поставленной задачей. Если в название выставки вошло слово Победа, то все подобранные экспонаты должны работать на это понятие - торжественность, приподнятость духа, праздничность. Все можно было изменить, если по залам расположить динамики с соответственной музыкой, "День Победы" звучал бы здесь что называется в самую точку. Третьяковская галерея сделала попытку ввести некую мультимедийную программу, вероятно по теме выставки. Так в зале находился юноша и компьютер, но на открытии эту часть проекта не представили, а значит, она осталась за гранью зрительского восприятия.
Картины традиционные: Сталин, Жуков, парад на Красной площади, отдыхающие солдаты наподобие Василия Теркина и грозный Александр Невский. Все известные "придворные" авторы - А. Герасимов, В. Яковлев, Кукрыниксы, А. Дейнека, А. Пахомов. Интереснее официальной живописи залы графики. Здесь переданы не парадные моменты Победы, а человеческое (нечеловеческое) лицо войны. Война - это женщина с детьми зимой на улице, у которых теперь нет дома. Это сфинксы у Академии художеств в деревянных каркасах. Это женщины на заводе, которые делают танки. Но люди ждали, что война закончится, поэтому к Новому году покупали елки, старались делать детям подарки. И вот она настала - Победа. Какая она? Это веселая женщина с букетом, которая встречает возвращение солдат? Нет, это скорбящая старушка, которая не дождалась сына, мужа. Довольно печальная получилась Победа.
В завершении выставки расположены стенды с фотоматериалами хроники жизни Третьяковской галереи во время войны.
Военный отдел "Москвы - Варшавы" в двойной степени трогает душу и заставляет задуматься. Обобщенно можно сказать, что выставка воспитывает патриотические чувства. Но вместе с тем их и разрушает. Зерно уважения к личностям Великой отечественной войны совершенно ломается в залах актуального искусства. Очень жаль, что современное искусство в залах Третьяковской галереи представлено только в провокационных произведениях. Неужели нет актуального искусства искреннего человечного с зерном человеческой памяти и уважения к своей истории. (Н. Трегуб)