Портал Музеи России испытывает некоторое чувство вины из-за того, что может писать дополнительные статьи только о московских музеях. Поэтому, когда в Москву приехала выставка Русского музея, мы не могли пройти мимо этого события. Русский музей отмечает свое 110-летие с размахом: сначала в Париже, потом в Перми, у себя в Санкт-Петербурге и, наконец, в Москве. Картины из Русского музея в Москве выставляются довольно часто в художественных музеях. На этот раз выставка проходит в Историческом музее. Директор ГИМа Александр Иванович Шкурко сказал, что музей специально поднимал архив и выяснил, что за 110 лет Русский музей ни разу не выставлялся в Историческом. Таким образом, в Историческом музее - историческое событие.
Надо отметить необычную тему, которую привез Русский музей - "Крестьянский мир в русском искусстве". Тема рискованная, она была слишком популярна в советское время. Теперь посетители музеев все больше предпочитают любоваться отвлеченной красотой, чем раздумывать о тяжелой доле крестьянства. Еще одна особенность: выставка организована не на государственные средства, а на деньги привлеченных компаний. Выставка показывает, что бизнес понимает свою ответственность за культурное наследие. Бывает что "частные" выставки проходят в каком-то урезанном виде. В данном случае представлены все составляющие - выставка, каталог, диск, обучающий фильм.
Необычно было организовано и открытие. В последний день мая, когда моросил мелкий дождик, Александр Иванович пригласил гостей на улицу. Гости были удивлены, но от торжественной церемонии на Красной площади было сложно отказаться. Дождь напоминал о питерской погоде и был необходим, чтобы зрители погрузились в атмосферу Санкт-Петербурга. Исторический музей активно экспериментирует, то работает до полуночи в проекте "Музейная ночь", то входит к зрителю на улицу. Может быть это называется таинственным словом маркетинг?
Лестница, которая ведет на выставку, украшена домоткаными половиками, как флагами. На выставке представлены произведения XVII - XX вв. Как все знают - крестьянский мир состоит из тяжелого труда. Века идут, но сложно сказать, что сельская жизнь стала легче. Конечно, на выставке представлен А. Г. Венецианов, И. М. Прянишников, Г. Г. Мясоедов. После реформ 1860-гг. практически все художники обращались к теме крестьянства И. Е. Репин, В. А. Серов, К. А. Коровин. Все это известные страницы отечественного искусства. Что же нового? Раньше отечественное искусствознание протягивало логическую нить от передвижников к соцреализму, стараясь минуть авангард. На этой выставке показано, что работы Н. С. Гончаровой, К. С. Малевича черпают свое вдохновение в крестьянской теме. Авангардное искусство, тяготеющее к беспредметности и отвлеченности, все же имело крепкий фундамент в крестьянском жанре. Советское время вернуло этой теме реалистические черты, но радостнее произведения не стали. Тема выставки довольно сложная. Жизнь в городе, а особенно таком огромном как Москва, все искажает. Здесь какие-то другие ценности, и размышлять о судьбе крестьянства и о России-житнице как-то уже неловко (Н. Трегуб).