15 июня в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А.Коваленко открылась выставка "Игра в классики". На ней представлены работы тринадцати краснодарских художников. Это Светлана Демкина, Виталий Коробейников, Валерий и Лариса Блохины, Игорь Михайленко, Максим Хижняков, Лилиана Спикторенко, Владимир Колесников, Дмитрий Кочанович, Павел Мартыненко, Елена Прозорова, Ирина Седова, Василий Монастырный, Александр Саидов.
Художники признаны не только в родном городе, все они выставляются в столичных галереях и выставочных центрах, а также за рубежом. Смелость и свежесть взгляда, широкий диапазон использования художественных традиций, тонкость колористического решения объединяет этих мастеров и делает их творчество востребованным.
И конечно, каждый художник соотносит свое творчество, черпает вдохновение или отталкивается от творений классиков. Что следует понимать под "классиками" - искусство Высокого Возрождения, ХVIII или ХIХ века? Для участников проекта "Игра в классики" это стали произведения, узнаваемые с первого взгляда не только специалистами, но и рядовыми зрителями. Штудии обнаженной натуры титанов Возрождения, "Джоконда" Леонардо, рафинированная "Венера" Боттичелли, "Ужин" Л.Бакста, "Девочка с персиками" В.А.Серова - эти произведения различных периодов истории искусства помнят все, зачастую даже не зная имена художников.
Понятие игры было осмыслено Й.Хейзинга и применено к проблеме изучения творческого процесса в ХХ веке. Эстафету подхватил ХХI век, заостривший внимание не столько на содержании, сколько на механизмах передачи информации, вычленении универсальных матриц, являющихся основой культуры.
Большими коллективными выставками никого не удивишь, но известный интерес представляют художники, занятые рассмотрением определенной проблемы. Главной объединительной идеей проекта "Игра в Классики" служит обращение достаточно большой группы художников к теме ремейка - опыта, неоднократно практикуемого, но далеко не исчерпанного. Ремейк в данном случае подразумевает переосмысление произведения, ставшего классикой, с постановкой новых художественных задач. Художник на основе личных пристрастий и в соответствии с поставленной задачей выбирает "точку отсчета" - произведение известного автора. Степень свободы интерпретации ограничивается мерой ответственности автора.
На выставке "Игра в классики" художники используют цитаты из известных произведений, зачастую помещая привычных героев картин в необычную обстановку, меняя атрибуты или тиражируя на холсте запоминающийся образ, тем самым создавая новое смысловое пространство, порой вскрывая и делая более очевидными ускользающие от всеобщего внимания смыслы известных шедевров. Территория музея является идеальным пространством для осуществления подобного проекта.