Портретный образ - это результат взаимодействия портретиста и модели. Создавая портретный образ, художник стремиться обнаружить "главную идею личности", сделать явным её содержание. В живописном портрете внешние данные и внутреннее содержание модели "переведены" на живописный язык, и каждый художник осуществляет этот перевод по-своему. Зритель, глядя на портрет, знакомится не только с изображенным на нем человеком, но и с портретистом, воплотившим свои впечатления об этом человеке в художественной форме.
Всегда интересна попытка соотнести объективную информацию о модели, полученную из воспоминаний и мнений современников, с тем, что прочитывается в портретном образе, созданном художником.
В творческом наследии К.С.Петрова-Водкина портрет - один из главных жанров. Широко известны портреты жены и матери художника, "Портрет Анны Андреевны Ахматовой"(1922), "Девушка у окна"(1928). В 1920-е годы Петров-Водкин создал целый ряд женских портретов, в которых художник ставил перед собой проблему создания монументальной формы. В этом ряду две работы, написанные Кузьмой Сергеевичем во время командировки во Францию: "Портрет Любови Михайловны Эренбург"(1924) и "Портрет Саломеи Николаевны Андрониковой"(1925).
В июле 1924 года К.С.Петров-Водкин вместе с женой и маленькой дочерью отправляется из Ленинграда через Ригу и Гент в Париж. В письме к матери в Хвалынск он сообщает: "Еду я по командировке от Академии, но за мой счет. Очень интересно, но и очень боюсь трудностей тамошних в смысле заработка - так как отсюда еду с грошами. А там надо поработать, лицо свое художника утвердить… Думаю пробыть за границей около года - если удастся заработать". Устроиться в Париже с мастерской получилось не сразу. С заработками было трудновато, мечту об открытии здесь на зиму "своей академии" осуществить не удалось из-за отсутствия помещения.
В письме к своему ученику, латвийскому художнику Г.Я.Скулме от 3 декабря 1924 года Петров-Водкин писал: "До невероятия здесь много русских, особенно на Монпарнасе, и потому - как в провинции - все друг друга знают…". А 28 декабря Ф.Ф.Нотгафту Кузьма Сергеевич сообщал: "Видел (и вижу) здесь Бенуа, Кончаловского, Сомова, Анненкова, Серебрякову, Эренбурга и прочую массу людей". В этом же письме художник перечисляет работы, уже созданные им во Франции, под шестым номером он называет "Портрет m-me Эренбург (голова)" и делает приписку: "Написаны в моей перспективе. Размеры маленькие (для меня), парижские, для квартирок".
"Портрет Л.М.Эренбург" скорее всего создавался на заказ, так как Кузьма Сергеевич был озабочен поиском средств для лечения жены, оплаты квартиры и мастерской, а также помощи матери, которой художник отправлял регулярно деньги на родину в Хвалынск. Все эти заботы нисколько не сказались на серьезности подхода живописца к созданию портрета. Как отмечает исследователь творчества Петрова-Водкина Ю.А.Русаков, "среди всего написанного во Франции нужно отметить холсты, продолжающие портретную серию начала 1920-х годов - с её доминирующим чувством большой формы и иными чертами монументализма, - в частности превосходный портрет Любови Михайловны Эренбург".
Острой выразительности и особой монументальности формы художник достигает за счет отбрасывания всего несущественного и непривычного укрупненного масштаба. Женское лицо с просто моделированными чертами и пристально смотрящими на зрителя глазами написано в специфически водкинской гамме охристых тонов. Простота композиционного решения, нейтральный зеленоватый фон, отсутствие ненужных деталей и подробностей - все эти средства "собирают" внимание зрителя на лице героини, в котором мы видим горделивую сдержанность (но не высокомерие), осознание силы своей красоты и самоценности личности.
Любовь Михайловна Эренбург (1900 - 1970) - вторая жена поэта Ильи Григорьевича Эренбурга, родная сестра режиссера Г.М.Козинцева. В очерке "Человек, не ставший пророком" Леонард Гендлин вспоминает: "Илья Григорьевич познакомил меня со своей женой, высокой, стройной женщиной, элегантной, с гордым профилем и огромными ресницами - Любовью Михайловной, в прошлом художницей, ученицей А.А.Экстер". Любовь Михайловна с И.Г.Эренбургом познакомилась в Киеве в 1919 году. Как раз в это время она посещала школу-студию Экстер. Киевской подругой Любови Михайловны была будущая жена Мандельштама - Надежда Яковлевна. Известно, что именно Любовь Михайловна способствовала сближению Осипа Эмильевича и Надежды Яковлевны, подтолкнув нерешительного поэта к признанию. В 1921 году Эренбурги выехали за границу, жили в Бельгии, Берлине, Париже. Эренбург работал как зарубежный корреспондент газеты "Известия". Илья Григорьевич и после Великой Отечественной войны часто выезжал за границу.
В фондах Хвалынского филиала Радищевского музея хранится несколько писем И.Г. и Л.М.Эренбургов к М.Ф.Петровой-Водкиной и Е.К.Дунаевой, переданных в дар музею дочерью художника.
В одном из них, датированном 16 февраля 1951 года, Любовь Михайловна выражает готовность помочь вдове К.С.Петрова-Водкина перевезти картины Кузьмы Сергеевича, оставшиеся в Париже у сестры Марии Федоровны - Габриэлы. В другом письме она выражает Елене Кузьминичне Соболезнования по поводу смерти Марии Федоровны и вспоминает о встрече с ней. Любовь Михайловна спрашивает Елену Кузьминичну, не собирается ли она устроить выставку работ отца: "Это была бы замечательная выставка и, кроме наслаждения нам всем, - принесла бы большую пользу молодежи".
Известно, что портреты Л.М.Эренбург писали и другие замечательные художники - Альтман, Тышлер, Фальк. Портрет кисти К.С.Петрова-Водкина в настоящее время находится в Государственном Русском музее, куда он поступил в 1972 году из собрания Б.А.Бланкштейна. А в 1979 году в собрание Государственной Третьяковской галереи была передана ещё одна работа Петрова-Водкина, написанная в Париже уже в 1925 году, - портрет Саломеи Николаевны Андрониковой-Гальперн (1888-1982). Дочь грузинского князя и внучатая племянница Плещеева, петербургская светская львица, хозяйка салона, в котором собирались поэты, художники, филологи, близкая подруга А.Ахматовой, Саломея Андроникова была воспета Осипом Мандельштамом в стихотворении "Соломинка"(1916). В 1919 году она покинула Россию, жила в Париже, затем переехала в Лондон, вышла замуж за своего давнего знакомого А.Я.Гальперн. В 1925-м же году в Париже Андроникова познакомилась с М.Цветаевой - сохранилось более ста пятидесяти писем Цветаевой к Гальперн. Саломея Николаевна помогала поэтессе деньгами на протяжении многих лет. Да, эта "красавица", принадлежавшая, по цветаевской классификации, к породе "роковых женщин", оказалась, прежде всего, отзывчивым человеком. А.Ахматова, тоже восхищаясь красотой, обаянием, острым умом Саломеи Андрониковой, отмечала ещё и её неспособность обманываться насчет второстепенных и третьестепенных поэтов. В 1940 году, вспоминая свою давнюю подругу, А.Ахматова посвятила ей стихотворение "Тень":
Всегда нарядней всех, всех розовей и выше,/ Зачем всплываешь ты со дна погибших лет/ И память хищная передо мной колышет/ Прозрачный профиль твой за стеклами карет?/ Как спорили тогда - ты ангел или птица!/ Соломинкой назвал тебя поэт./ Равно на всех сквозь черные ресницы/ Дарьяльских глаз струился ровный свет…
С истинным благородством русской натуры эта необыкновенная женщина, большую часть жизни вынужденная прожить вдали от родины, нашла в себе силы в конце своего жизненного пути расстаться с портретом, написанном выдающимся русским художником, и вернуть его в Россию.
К.С.Петров-Водкин и его парижские модели не были близко знакомы. Оба портрета создавались на заказ, в короткий промежуток времени. Но ничто не помешало художнику увидеть в модели индивидуальность, в чем-то, может быть, равную себе, ощутить особую заинтересованность к глубинному постижению "главной идеи личности" модели.
Научный сотрудник Хвалынского художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина Пондина Е.Э.