Перефразируя известные слова поэта, можно сказать: музей в провинции больше, чем музей.
Гости города, особенно такого, как Хвалынск, где все друг друга знают, если не по имени, то в лицо, распознаются местными жителями мгновенно. Слух о них моментально облетает город, и все дороги в Хвалынске ведут гостя в первую очередь в музей, потому что музей находится в точке встречи четырёх времён - в настоящем, слева – прошлое, справа – будущее, верх – вечность, а низ – мгновение. Музей соединяет времена, без него связь рвётся, времена разбегаются от настоящего и оно исчезает. Но музей соединяет не только времена, он соединяет в пространстве времён людей, создавая ощущение непрерывности, когда через пожатие руки одного человека, знакомишься с множеством других, как когда-то сказал Чехов: дотронешься до одного конца струны, а зазвенит другой.
Так случилось и 1 июля 2005 года, когда в Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) заглянул московский гость – Севрюгин Владимир Алексеевич, сотрудник газеты «Первое сентября» (редактор рубрик «За журнальным столом», «Семейное чтение»).
Он приехал в Хвалынск неслучайно, Хвалынск – родина его прапрадеда по линии отца, священника Хвалынской Крестовоздвиженской церкви Николая Афанасьевича Надеждинского (1828 – 1899). Это именно Н.А.Надежденский совершил таинство крещения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
Выписка из метрической книги за 1878 год Кресовоздвиженской церкви г.Хвалынска Саратовской епархии о рождении Косьмы, сына Хвалынского мещанина Сергея Фёдоровича Водкина. рождение – октября 24, крещение - октября 27. Хвалынский мещанин Сергей Фёдорович Водкин и законная жена его Анна Пантелеевна, оба православного вероисповедания. Восприемники: Хвалынский мещанин Александр Алексеев Хренов и хвалынская мещанка Анастасия Семёновна Танина. Кто совершил таинство крещения: настоятель священник Николай Надежденский с псаломщиком диаконом Герасимом (нрзб) и и.д. псаломщика Иваном Рыльским.
Именно отцу Николаю «обязан» великий художник своим именем. Родился Кузьма Сергеевич накануне «кузьминок» - дня целителей, Великомучеников Косьмы и Дамиана. Отношение в семье к имени, данному отцом Николаем, первоначально было негативным, в своей автобиографической книге «Хлыновск» художник писал: «Новорожденного назвали Кузьмой. Неуклюжее, на «а», плохо сокращающееся имя, вызвало некоторое огорчение Анёны.
Крёстная защищалась:
- Кумынька, Анна Пантелеевна, а ты за Кузьму спасибо скажи: такие имена поп Николай давал, прости меня Господи, до притвора церковного не упомнила бы.
- Хорошее имечко, - вступился за «Кузьму» Андрей Кондратыч, - плотное, земляное. В нём, как в поддёвке хорошей, ходить будет Кузярушка…
Празднование крестин, а заодно и именин происходило на Кузьму и Демьяна…»
Ошибся Андрей Кондратович, не «земляным» было имя художника, а космическим (в переводе с греческого имя Косьма означает Космос, мир, порядок), будущая «планетарность» художника уже была заложена в его имени.
Владимир Алексеевич приехал не с пустыми руками: он передал в музей родословную своего отца, предки которого были так или иначе связаны с историей Хвалынска. Будучи историком по образованию, родословную он составил сам, проделав невероятно кропотливую и долгою работу, пересматривая в архивах, библиотеках огромное количество газет, документов, книг XIX – XX веков. Таким образом архив музея пополнился ещё одним документом, а указатель лиц так или иначе связанных с Кузьмой Сергеевичем – ещё одной фамилией.
Бородина В.И.