Алексей Васильев - художник, уроженец города Энгельса, чье творчество пять лет назад было открыто известным искусствоведом Эмилием Романовичем Арбитманом. В 1975 году он окончил Саратовское художественное училище.
«Город Масок» - это пятая персональная выставка живописца, ранее были несколько выставок в Энгельсском краеведческом музее, саратовской галерее «Феникс», в Доме-музее Павла Кузнецова. В залах Энгельсской картинной галерее А.А.Мыльникова – филиале Радищевского музея, Алексей Васильевич выставляется впервые. В экспозиции представлено более 30 живописных, 21 графическая работа и дизайнерские проекты мастера.
О название своей выставки «Город Масок» сам художник говорит так: «Вся наша жизнь – это театр, а мы в нем актеры. Каждый, как в спектакле, играет свою роль. Кто глупого купца Панталоне, кто его слуг – Бригеллу, Коломбину и Арлекина, кто фанфарона иль назойливого Тарталью. И только оставаясь наедине с собой, мы снимаем маску…». Поэтому в экспозиции много работ комедии масок (комедия дель-арте): «Театральный мотив», «Город Масок», «Маска», «Прогулка».
Большой интерес представляют произведения на библейские и мифологические сюжеты, которым художник уделяет немало внимания в своих произведениях: «Суд Париса», «Мадонна».
Одно из центральных мест выставки занимает портрет «Добрый человек из Квасниковки» - это уже «герой» нашего времени. Кажется, что образ вылеплен из сгустков краски и цвета. Эта особенность колорита всех работ Алексея Васильева отличает его от классической «саратовской школы», опиравшейся на тональность колорита. Интересен эстетический кругозор художника. Он очень широк: от русских мастеров - И.Репин, В.Серов, Ф.Малявин, до титанов Мировой культуры - Микеланджело и Тинторетто, Караваджо и Рубенса. Его врожденная фантазия и необыкновенное чувство цвета, своеобразная форма письма и техники рисунка говорит о большом таланте мастера.
Глядя на графические произведения Алексея Васильева, осознаешь, что он отличный рисовальщик, а это особое дарование, которое шлифуется и отрабатывается ежедневным упорным трудом. В его работах поразительно свободное владение рисунком, прекрасное знание натуры, умение передать и «воспеть» в труднейших ракурсах жизненную силу человека: «Пленник», «Старик с яблоком», «Испуг», «Ночь».
Удивительно, что через все творчество художника, как пишут искусствоведы (Э.Арбитман, Е.Водонос), проходит разделительная черта, которая долгие годы скрывала «потаенное» искусство Алексея Васильева. Много лет он посвятил художественному оформлению интерьеров кафе, клубов, учебных заведений, жилищных и офисных помещений, эскизы и фотографии которых, представлены на выставке. И хотя духовным наследием художника все-таки остается творческая сторона его деятельности, Алексей Васильев благодарен своим заказчикам за «возможность задавать людям правила игры и уровень, за возможность осуществления своих фантазий».
Суворова Ольга Яковлевна, старший научный сотрудник Энгельсской картинной галереи А.А.Мыльникова