С 23 сентября по 11 декабря 2005 года в рамках программы "Эрмитаж - Югу России" будет работать выставка "Мир героев. Миф и реальность. Произведения античного и западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа" в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко.
Выставка включает свыше ста экспонатов - античные вазы и скульптуры, произведения живописи, пластики и декоративно-прикладного искусства мастеров XII-XIX веков. Созданные в разные эпохи, в разных странах они демонстрируют различные трактовки образа героя и показывают, как на протяжении двух с половиной тысяч лет менялись представления о героях и героическом.
Герой в античном понимании - полубог, человек исключительной доблести, духовной и физической силы, совершивший многочисленные подвиги. Мифы и обряды, связанные с предками-героями, появились у греков в VII веке до н.э. Считалось, что герои и после смерти участвуют в жизни людей и помогают им. На выставке можно увидеть ряд античных памятников, представляющих одного из самых знаменитых героев древности Геракла и его подвиги; эпизоды Троянской войны; различные мифологические персонажи, а также выдающихся исторических деятелей - Александра Македонского, Юлия Цезаря.
Хорошей сохранностью отличается небольшая мраморная композиция "Младенец Геракл", предназначенная римским мастером I века для украшения фонтана. Интересна миниатюрная скульптура Геракла с одним из его характерных атрибутов - шкурой Немейского льва (Греция, I век до н.э.). Подобные небольшие по размеру фигуры в эллинистический и римский периоды нередко предназначались для семейных божниц или маленьких святилищ в домашних садах. В римское время изготовление статуэток Геракла следовало своеобразной исторической моде. По преданию Александр Македонский не расставался с излюбленной фигуркой Геракла даже в походах.
С особой полнотой основная тема выставки раскрывается в сюжетах картин. В живописи разных жанров (историческом, батальном, портретном) на протяжении веков в центре внимания были и герои мифов и легенд, и великие полководцы древности, и политические деятели новейшей истории, и монархи, от которых зависели судьбы стран и народов.
На представленных полотнах наряду с мифологическими персонажами, такими как Парис в картине знаменитой художницы А. Кауфман (1741-1807) "Венера уговаривает Елену любить Париса", Ахилл и Персей в произведениях одного из создателей неоклассицизма во французской живописи конца XVIII - начала XIX века Ж.-Б. Реньо (1754-1829) - "Воспитание Ахилла кентавром Хироном", "Брак Персея и Андромеды", изображены и реальные исторические лица. Александр Македонский предстает в работе фламандца И. Фельпахера (работал в середине XVII века) "Мастерская Апеллеса (Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра Македонского)". Людовик XIV изображен своим придворным мастером А.Ф. Ван дер Мейленом (1632-1693) в батальной композиции "Людовик XIV при осаде города". Целую серию картин посвятил Наполеону французский исторический живописец Ф. Фламенг (1856-1923). Три полотна "Прием в Мальмезоне в 1802 году", "Прием в Компьене в 1810 году", "Наполеон I и король Римский в Сен-Клу в 1811 году" из этого цикла показаны на экспозиции. Мраморные бюсты Петра I работы итальянца К.Альбачини (ок. 1734-1813) и Екатерины II, созданный неизвестным скульптором второй половины XVIII века, бронзовая модель памятник генералиссимусу А.В. Суворову в образе бога войны Марса скульптора М.И. Козловского (1753-1802), живописный портрет А.С. Меншикова, правнука ближайшего сподвижника Петра Великого, выполненный знаменитым английским художником Дж. Доу (1781-1829) - создателем Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце, и изображение одного из славных героев Отечественной войны с Наполеоном - генерала П.А. Чичерина, исполненный французским мастером Р. Лефевром (1755-1830) дополняют этот героический ряд персонажами русской истории.
Образцы мелкой пластики, шпалеры, бронза, фарфор, ювелирные изделия, включенные в состав выставки, составляют лишь малую часть эрмитажного собрания произведений декоративно-прикладного искусства, связанных с данной тематикой. Самые ранние из представленных экспонатов относятся к романской эпохе. Это светильник с фигурой ветхозаветного героя Самсона, разрывающего пасть льву (Фландрия, XII век) и шашка с изображением Александра Македонского (Германия, XII век).
В эпоху Возрождения в убранстве жилых помещений большую роль стали играть мебель и многочисленные предметы обихода, украшенные резьбой по дереву. Ярким примером работы итальянских мастеров второй половины XVI века служат сундуки-кассоны со сценами из жизни Юлия Цезаря - чрезвычайно популярными сюжетами для прикладного искусства этого времени. Как и в искусстве античности одним из наиболее распространенных образов остается Геракл, олицетворяющий победу добра над злом. Свидетельством тому служат каминный мех, украшенный резьбой с гротескным орнаментом и сценой поединка героя с Лернейской гидрой, выполненный итальянским ренессансным мастером, и костяная статуэтка Геракла - характерный образец работы немецких мастеров конца XVII - начала XVIII века.
Экспозиция достаточно широко демонстрирует произведения керамистов XVIII века - "века фарфора" и изделия первой половины XIX столетия. Великолепная посуда и фарфоровая пластика служили украшением частных домов и придворных резиденций, выступали в роли дипломатических подарков. Подобным подношением прусского короля Фридриха II русской императрице Екатерине II явился знаменитый Берлинский сервиз с росписью и скульптурными группами, прославляющими победы русского оружия. Изделия из фарфора начала XIX столетия исполнены в стиле ампир, характерными чертами которого стали обращение к искусству Рима времен империи, его символам и декору. Центральными персонажами эпохи становятся два героя-современника, два монарха двух великих держав - Александр I и Наполеон, чьи изображения в образах античных героев украшают произведения из фарфора, созданные в Париже и Петербурге (бисквитный бюст Наполеона, выполненный на Севрской фарфоровой мануфактуре; чашка с портретом Александра I, исполненная на парижской мануфактуре "Блерзи и Соваж"). Популярны в этот период были также изображения русских военачальников, героев Отечественной войны 1812 года. Образ одного из них - М.И. Платова, войскового атамана Донского казачьего войска, становится необычайно модным в Европе.
К выставке "Мир героев. Миф и реальность. Произведения античного и западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа" научными сотрудниками музея подготовлен иллюстрированный каталог (изд-во "Славия", СПб.). Открывают издание приветственное слово директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского и обращение председателя Совета директоров "Компании "Базовый Элемент" О.В. Дерипаска. Авторы вступительных статей - ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства А.А. Бабин, научный сотрудник того же отдела Д.П.Алексинский и научный сотрудник Отдела античного мира И.Д. Арсентьев.