"Арт-практикум. Музей Людвига в Русском музее" - первая отечественная мультимедийная образовательная программа по современному искусству для школьников. Цель программы - не только познакомить школьников с уникальной, постоянно действующей выставкой искусства ХХ века, но и вручить им инструмент навигации в сложном художественном процессе.
Программа знакомит с двенадцатью произведениями из коллекции Людвига, которые представлены в пяти разделах:
1. Найденные объекты: эпоха поп-арта,
2. Картина или текст: концептуальное искусство
3. До и после падения Стены: искусство как продолжение политики
4. Аутсайдеры ХХ века: художники вне формата
5. Времен связующая нить: учителя и ученики.
По каждому произведению предлагается три интерактивных задания:
- "творческий практикум" (пользователь создает собственное произведение на тему оригинала),
- "художник и его время" (задание по контексту, внутри которого создавалась работа художника),
- "история искусства" (задание, в котором можно обнаружить связи произведения из коллекции Людвига с историей искусства).
Программа дает возможность взглянуть на искусство ХХ века через призму собственного творчества и игры. Кроме творческих заданий, вы найдете здесь:
- любопытные истории про художников и их произведения;
- параллели между изобразительным искусством и литературой, кинематографом, музыкой ХХ века;
- занимательную анимацию;
- коллекцию музейных шедевров, "обрамленных" новыми технологиями
- обширный справочный материал (глоссарий, биографии художников, Интернет-ссылки по искусству ХХ века и рекомендуемый список литературы);
- а также галерею, где пользователь может сохранять свои произведения.
Рассматривая искусство ХХ века.
Искусство ХХ века, в силу своего разрыва с классической традицией, вызывает у многих недоумение. На протяжении многих веков принцип жизнеподобия являлся главенствующим - зритель оценивал художника по степени его технического совершенства. Однако, в ХХ веке ситуация в искусстве начинает радикально меняться: художник ищет новые способы изображения окружающего мира, так как традиционные формы уже не могут адекватно воплотить противоречивый и многогранный мир. Искусство нельзя рассматривать вне времени, в котором творит художник: исторические события, научные открытия и другие аспекты вечно меняющегося универсума - все это влияет на автора, создающего произведение.
Художественные эксперименты ХХ века бросают вызов аудитории: зритель не должен оставаться пассивным наблюдателем, - искусство требует от него активного участия, призывает в соавторы. Каким бы шокирующим, странным, провокационным не казалось искусство ХХ века, он помогает человеку взглянуть на мир и на себя новыми глазами. Полемическая, неоднозначная природа искусства этого времени заставляет человека искать ответы на самые парадоксальные вопросы, а инновационный характер произведений - открывать источник индивидуальной креативности.
В ХХ веке художники не только рисовали или создавали скульптуры, но и обращались к обширному арсеналу различных материалов и средств. Фотография, видеоарт, инсталляции, документирование, цифровое искусство, лэндарт - это неполный перечень форм, которые принимало искусство.
О коллекции Музея Людвига.
Коллекция искусства ХХ века была подарена Государственному Русскому музею четой известных коллекционеров и филантропов Ирэной и Питером Людвиг из Германии. Основатель и руководитель отдела новейших течений Русского музея так характеризует коллекцию Музея Людвига: "Музей Людвига в Русском музее" - уникальная культурная институция. Это не просто музеефицированное пространство, экспозиция в музейных залах великолепного, музейного по уровню собрания современного искусства. Это - масштабный, постоянно действующий, постоянно завоевывающий новые культурные контексты музейный проект, укорененный исторически в традиционной российской оппозиции "российское - западное" и вместе с тем глубоко внедрившийся в современный интернациональный художественный процесс (…).
Состав людвиговского дара, определенный самими коллекционерами вместе с представителями музея, был рассчитан на то, чтобы служить базой и связующим звеном этой программы (знакомство отечественного зрителя с проблематикой современного художественного процесса - Н.Ж.). Одно из значительных произведений позднего Пикассо - своего рода омажный жест в сторону модернизма, утверждение преемственности в развитии современного искусства. Классические образцы поп-арта - едва ли не лучшие из уникального корпуса произведений поп-артистов, которым известно собрание Людвигов. Гиперреализм, включая отличную скульптуру Сегала. Ж.-М.Боске, Д.Борофски, Д.Кунс - американский вклад в современный художественный процесс - очерчен выразительно и мощно. Немецкое искусство в лице его послевоенных классиков - от раннего Й.Бойса до М.Люпертца, А.Кифера, Д.Базелица. Восточноевропейское искусство - П.Людвиг всегда интересовался искусством за существовавшим тогда "железным занавесом". Наконец, искусство российских художников, причем часто в образцах, уже недоступных Русскому музею, в свое время, в силу внехудожественных, идеологических соображений не имевшего возможности приобретать целые явления тогдашнего андеграунда: центральные произведения московского периода И.Кабакова, Э.Булатова, В.Янкилевского. Русская часть коллекции интересна и тем, что она включает все сегменты искусства 70-80-х гг.: неофициальное искусство, искусство так называемого "левого МОСХа" - либерального направления, далекого от официоза, но не порвавшего с официальными институтами, и феномен искусства официального, признанного государством. В целом это базисное собрание в своем многообразии и даже калейдоскопичности, принципиальном антигерметизме, создает исключительно благоприятное контактное поле".